Во-первых строках своего письма хочу сообщить всем интересующимся, что Анжелика Кирджали - девушка приличная, утонченная, нежная и ни коим образом не антисемитка.
Представленные ниже наблюдения носят скорее чисто этнологический орнитологический характер и не более того. Если вы боитесь скользкой темы, не уверены, что сможете адекватно и беспристрастно воспринять ее - значит это не ваше и не читайте. Ну а, коли готовы к содержательному диалогу, то начнем.
Антисемитизм сам по себе явление большое и древнее. Соломон Яковлевич Лурье, которому, как мы понимаем, можно , например, написал историческое исследование "Антисемитизм в Древнем Мире". Еще есть такое слово как Холокост - но мы сейчас об этом говорить не будем, а поговорим об одном весьма характерном и ярком аспекте - именно советского антисемитизма 30-40-50-х гг.
Вот помню, еще в детстве, меня всегда удивлял несколько бОльший, чем у меня, антисемитизм старшего поколения. Какой-то прям странный, воспринимающий евреев как абсолютно чуждый элемент, которого здесь быть не должно (почему бы это, думала я) и который непонятно зачем здесь взялся.
Лично я к этому вопросу относилась проще - ну есть евреи и есть. Ну живут рядом с нами - а что в этом такого? Даже лет до 20 толком их не отличала и, скажем, в отчестве Аронович для меня не было чего-то необычного и запредельного, сильно отличающегося от Иванович или Петрович.
Но в чем же дело, почему именно старшее поколение так беспокойно к этой теме относится?
Собственно, "бытовой антисемитизм" того поколения вполне сопоставим с нынешним отношениям к выходцам с юга: вас здесь не было изначально, вы тут понаприехали, живете лучше нас за наш счет, правильный расовый состав нашего общества - иной, а вы его портите. Тема "еврейского комиссара", жирующего за спинами русских солдат, была один из основных приемов вражеской пропаганды во времена и зимней финской, и Великой Отечественной войны.
Нынешний процент евреев и степень их присутствия в нашем обществе - и в нашей элите - не всегда был таким. В Царской России вообще за пределами черты оседлости евреев почти не было. Совершенно потихоньку стали появляться они - сначала в больших городах - крестившиеся евреи, которые теперь могли получить университетское образование. Но даже с двумя высшими образованиями еврей в царской армии офицером быть не мог. Евреев в элите, как таковых, не было вообще - ни в творческой, ни в управленческой - нигде. Достаточно сравнить великих русских поэтов и писателей 19 и 20 веков. (Можно, конечно, также привести список государственных деятелей - просто по всяким причинам школьную программу по истории помнят несколько хуже школьной программы по литературе). Российская империя была прежде всего русским государством.
Евреи жили в основном на западных окраинах Империи - в Польше и там, где позволяла черта оседлости - Одесса, Киев и пр. Если вспомнить одесские рассказы Бабеля про Беню Крика - это абсолютно свой "внутренний" еврейский мир, с "русским" он даже не соприкасается - свои бандиты, свои лавочки, свои улицы и пр.
Такое положение на задворках Империи, фактически исключение из полноценного общественного процесса давало свои результаты - именно серди евреев было много маргиналов-радикалов, ударявшихся в крайности - в бОльшей степени, чем государствообразующий народ страны. И именно такой радикально-маргинальной, а главное - интернациональной и космополитической идеологией стали коммунизм и большевизм. То есть, хотя большинство населения страны не было евреями, евреями были большинство коммунистов и большевиков.
Великая октябрьская революция несколько поменяла идеологию и вектор развития страны. Теперь новая элита набиралась, прежде всего, из большевиков-коммунистов - большинство из которых составляли евреи. То есть этот процесс был тотальным - члены ЦК, ведущие литераторы-одесситы, театральные и кинодеятели, гуманитарная интеллигенция - даже начальство ГУЛАГа.
Один профессор МГУ как-то взялся подсчитать процент евреев в руководящей и культурной элите СССР - за что был жестоко наказан Федерацией еврейских общин России и отстранен от преподавания всех курсов лекций.
Более того - новый режим устранил вероисповедание и черту оседлости - теперь евреи могли жить повсюду и в таком количестве, в котором раньше их не было. То есть, на подкожном, обывательском уровне - евреи теперь были повсюду. И хотя, конечно, в основном против вот этого конкретного тихого Аврама-бухгалтера никто ничего против не имел, и даже Ильфа и Петрова почитывал с удовольствием, но тем не менее в памяти сидело - что вот было же, было время, когда этих - не было. Изначально был заведено - без них . Ни в гимназиях их не было, ни в Москве в большом министерстве, и градоначальник был русский, и мясник - тоже русский, и уж тем более дворник и квартальный - все были русские. И профессура, профессура-то - вся поголовно была русская. Особенно по исторической науке.
То есть по идее, по самому своему базису - их здесь быть не должно. Здесь изначально не они жили. А они, во-первых, есть, во-вторых, живут зачастую куда лучше и в основном нами руководят. Так сказать, наши новые хозяева.
Все это особо остро переносили те люди, которые помнили, как именно было до этого. Те, кто родились позже - в 60-е, 70-е - они, может, и переняли от родителей бытовой антисемитизм - но генетически не понимали что за этим стоит. Им уже не резало глаз и для них не было ничего необычного ни в первых составах ЦК, ни в великом режиссере Эйзенштейне, ни в писателях из Одессы Ильфе и Петрове или Валентине Катаеве и уж тем более - в великом русском поэте Пастернаке. Они уже в этом родились и принимали ситуацию как саму собой разумеющуюся.
Я сама уже - именно из такого поколения. Но, точно также, как в 30-40-50-е антисемитизм, мне точно также режет глаз засилие приезжих из южных регионов. Я еще помню свое детство и юность, когда и продавцы и дворники были белыми, и все дети в классе были белыми, и все говорили по-русски и без акцента, и даже братки-бандиты тоже были русские - такие быки, местная гопота с района, с большими крестами на шее. Курбан-байрам и резание баранов было чем-то бесконечно-далеким, а редкое вкрапления гостей с солнечного юга было милым и ненапряжными скорее напоминало веселого Мимино. Нынешний же национальный состав центрального о региона РФ воспринимается как что-то исковерканное и неправильное и сидит и точит на подкорке: было время, когда этих - не было, изначально был заведено - без них
А наши дети - пообвыкнуться, наверное. Будут воспринимать такое положение вещей как должное. Им глаз уже не режет..