Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Гейдар Джемаль - Джахидович или Джихадович? Кто стоит за исламским экстремистом
Сегодня все чаще мировое информационное пространство будоражат заявления философа исламского мира, политолога, поэта, председателя Исламского комитета России Гейдара Джахидовича Джемаля. То он обзывает всех эстонцев поголовно кучерами и кухарками, то прогнозирует скорый хаос в Центральной Азии, за которым якобы стоят США, то говорит о необходимости упразднения Армении в качестве самостоятельного государства и входом ее под юрисдикцию Азербайджана и т.д. А недавно и вовсе огорошил своим явно политическим ультиматумом российским властям, грозя расколом страны в случае не выполнения всех выдвинутых требований. Так кто же этот новоявленный «пророк» политического ислама, позиционирующий себя личностью, обладающей правом говорить от имени всех мусульман России? Начнем с того, что эту привилегию Гейдар Джемаль практически самовольно присвоил, так как известно, что львиная доля российских мусульман, в том числе действительные и признанные лидеры мусульманской России Талгат Таджуддин и Равиль Гайнутдин его таковым не считают. И дело далеко не в том, что Джемаль представляет собой некую «новую и свежую струю», как этим любят козырять его сторонники. Секрет такого неприятия кроется в его деятельности. Не скрою, всегда интересно слушать его выступления на конференциях, по радио и телевидению, читать материалы в прессе. Однако всегда ловлю себя на мысли, что за витиеватыми фразами, насквозь пропитанными мудреными политологическими терминами и обозначениями, скрывается абсолютно экстремистский и нигилистский характер любого изречения. Позволю себе допустить, что данная модель поведения Джемаля вполне оправдана. В первую очередь тем окружением, в котором формировался становой хребет нынешнего политолога от ислама. В свое время Джемаль немало пометался по всевозможным «школам жизни». Есть в его биографии факт отчисления из Института восточных языков при МГУ за «буржуазный национализм», затем было членство в кружке с говорящим названием «Шизоидное подполье». Через некоторое время Джемаль обращает свой взгляд в сторону подпольного всесоюзного исламского движения, а параллельно и в сторону неофашистского кружка под названием «Черный орден SS». Потом в его карьере было недолгое членство в обществе «память», откуда Джемаль был с позором изгнан за то, что активно контактировал с представителями кругов оккультно-сатанинского толка, участие в создании в Астрахани Исламской партии возрождения и так далее. Короче, везде, где бы не «наследил» нынешний председатель Исламского комитета России, он вместе с тем успевал, как мы сегодня видим, нахвататься идей, позволивших ему в последствии выдвигать некую свою платформу продвижения политического ислама. Вот и вышеназванный ультиматум есть не что иное как скрытая угроза Джемаля руководству России в случае невыполнения требований началом чуть ли не джихада, во главе которого встанут «правоверные» мусульмане. Под последними же, вероятно, понимаются в том числе и исламистские террористы-смертники, о которых весьма и весьма положительно отзывается Гейдар Джемаль. Он же оправдывает и заявление Доку Умарова, когда тот говорил, что исламистские террористы будут рассматривать в качестве своих целей российских мирных граждан. Это Джемаль, ничуть не смущаясь, комментировал следующим образом: «Здесь нет ничего, что выходило бы за рамки современных методов ведения войны, когда нет фронта и тыла… То есть это современный подход к войне, когда весь субъект истории, весь субъект политики вовлечен в боевые действия и несет ответственность за свое участие в войне, независимо от того, сколько лет составной части этого субъекта и какого она пола» Можно прислушаться к этому посланию, а можно и пропустить мимо ушей, однако мы все же должны учитывать, что такие угрозы и провокации, исходящие от Джемаля, все же могут обрести некий общественный резонанс. Для этого у Гейдара Джахидовича есть и опыт и, по всей видимости, необходимый ресурс. Во всяком случае, теперь его ультиматумом, как флагом могут махать ваххабиты и исламские боевики в Дагестане, Чечне и Ингушетии. Первых, судя по его интервью газете «Новые известия», Джемаль рассматривает в качестве ведущей силы модернизации кавказского общества, а в перспективе и всей России. При этом именно ваххабитов, занимающихся торговлей людьми, наркотиками, оружием, стоящих за многими террористическими актами, Гейдар Джемаль называет единственным шансом Кавказа на спасение в следующей эпохе. Вторые же также ассоциируются в воспаленном мозгу исламского российского Бонапарта как составная часть Интернационала исламской революции в России. Показательно выступление Джемаля под названием «Провокация против братьев», вышедшее в свет осенью 2009 года после ложного сообщения о ликвидации Саида Бурятского (Александра Тихомирова). Достаточно ознакомиться лишь с несколькими строками этого воззвания, чтобы стала понятна сущность человека, который сегодня взял на себя право говорить от имени всех российских мусульман: «Дело в том, что Саид Бурятский, да сохранит его Аллах, за последний год приобрел статус ведущего идеолога Джихада, а Джихад - это вершина Ислама. Саид Бурятский, отвечая на многочисленные вопросы, выступая в Интернет-пространстве, создал целый корпус важнейших текстов и обращений, которые остро необходимы сегодняшней исламской молодежи, вынужденной иметь дело с беззубыми и вялыми продуктами «теологической» деятельности…» Да и версию о заказном характере такой работы также нельзя сбрасывать со счетов. У Джемаля и в этом отношении есть неплохой опыт. До сих пор люди, достаточно хорошо знающие всю подноготную Гейдара Джемаля, каждый раз удивляются: почему этот субъект до сих пор находится на свободе, а не сидит в тюрьме за свою экстремистскую деятельность. Уже за одно то, что в 1999 году, когда газеты с провокационными статьями Джемаля завозились в Дагестан и рассылались из захваченных басаевскими отрядами горных селений, такие как Гейдар Джахидович могли бы сесть быстро и надолго, ведь в статьях речь шла не о свободном самовыражении художника, а о вполне конкретном политическом действии. Но чаша сия миновала Джемаля. Почему? Почему с одного из федеральных каналов председателем Исламского комитета России Гейдаром Джахидовичем Джемалем в наше общество безнаказанно вбрасывается мысль о позитиве в отношении деятельности исламистских террористов. Отвечая в прямом эфире телеканала «Культура», на вопрос: «Можете ли вы сейчас, публично, заявить, что шахиды, которые убивают невинных людей, это преступники? Что ни в какой рай они не попадут и гурий никаких не получат?», он ответил буквально: «Шахиды - это, конечно, мусульмане. Они делают то, что они должны делать. И они получат все, что им обещано…». Почему Джемаль все чаще становится желанным гостем на всевозможных ток-шоу и аналитических программах? Может быть, здесь дело не только в новизне красивого подхода в оформлении своих экстремистских мыслей литературно-политологическими изысками, а в том, кто стоит за Джемалем, кто продвигает эту фигуру? Вполне можно допустить и то, что он действует от имени некоей международной организации, и то, что за ним стоят представители пусть и малочисленного, но влиятельного этноконфессионального меньшинства. И в том, и в другом случае, ничего хорошего от этого ожидать не приходится. Анатолий Чебоксаров |