Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | |||
Тайные евреи
В годы моего детства для большинства моих старших родственников и знакомых еврейство было неким тайным клубом, входить в который было одновременно и почетно, и постыдно. Гордились - изнутри. «Чтобы еврею получить четыре, ему надо выучить предмет на шесть» , - говорил мой дедушка и многозначительно поднимал палец. Это подразумевало, что все еврейские троечники на самом деле - тайные отличники. А еще то, что сам он (и все остальные родственники, к моей глубокой досаде), судя по их золотым медалям и красным дипломам, знал предмет как минимум на двадцатку. В этом тайном клубе все были абсолютно уверены в том, что мы умнее, талантливее и музыкальнее. И в шахматы лучше играем. Но (не дай Б-же, ни в коем случае!) нельзя было выпускать эту уверенность во внешний мир. Надо было гордиться своими тайно. Не показывая остальным, что мы видим различия. Вот сейчас подумала: я иронизирую над своим дедушкой и многочисленными тетушками, а сама, в общем-то, не так далеко ушла. В детском саду моего сына висит турнирная таблица победителей отборочного тура соревнований по шахматам, младшая четырехлетняя группа: Генис, Гетман, Шаерман и Маша Кац. Я ходила, ласково смотрела на эти фамилии и тайно и сладко вздыхала: мой мальчик тоже не по годам увлечен шахматами - гены! И мне неловко это говорить, но как же, как же я была потрясена, когда оказалось, что Гетман - он того... В общем, совершенно украинский ребенок.
Признавать себя евреем было не то, что стыдно, а как-то немножко неловко. И дело даже не в ограничительных квотах на многие вузовские специальности и не в потенциальном антисемитизме. А в глубоко укоренившейся привычке иметь две жизни - внешнюю и тайную, для своих. В общем-то в России не так много было этой тайной жизни: пара еврейских анекдотов, чаще всего насмехающихся над своими же, застольные обсуждения, кто из великих аид, а у кого просто фамилия такая. Но даже этим, таким куцым и далеким от настоящего еврейства, очень дорожили. И при этом боялись быть пойманными. До сих пор оскорбительным в России считается, помимо «жида» с его производными, банальное слово «еврей». Однажды в школе ко мне подошел старшеклассник, взял за подбородок, долго рассматривал, а потом с сомнением спросил: «Ты что ли еврейка?» Я подтвердила, что да, все именно так. Он хмыкнул, пожал плечами и отошел. Дело долго рассматривалось на семейном совете. Мама хотела идти в школу и серьезно разговаривать с директором. Дедушка почти плакал, бабушка бегала кругами и предупреждала, чтобы я никуда не ходила ни с какими старшеклассниками. Я искренне не понимала - почему я должна чувствовать себя оскорбленной: я же действительно еврейка! И это действительно написано на моем лице.
Желание не выделяться не было типично еврейским. В то время все так жили: моей однокласснице родители под короткий уродливый горшок стригли прекрасные золотые кудри. Уж слишком золотыми и слишком кудрями они были. Непорядок. Моя бабушка вычертила и построила на даче прелестный домик с изогнутой, как у китайской пагоды, крышей. Через неделю на собрании дачного кооператива было постановлено: крышу сломать и построить нормальную, как у людей. Уж слишком эта изящная фитюлька выделялась на фоне остальных квадратных домиков, портила весь вид. В этом самом желании - быть как все - мы и были как все. Тогда так было просто безопасней и легче. И какое счастье, что сейчас в детском саду моего сына есть и Тамерлан, и Айден, и Дельфина, и Ваня. Господи, какое же счастье.
Алина Фаркаш |