Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||
Стартап для амазонки
Стартап для амазонки. Женщины в России становятся все более активными в бизнесе, причем самая популярная сфера приложения их сил - интернет. Это показал прошедший в Москве первый форум женских сетевых стартапов. Трудно ли слабому полу начать свое дело - выяснял The New Times Безупречный макияж, элегантное бежевое мини-платье, туфли от Prada - Алена Попова впархивает в свой офис на Первомайской, будто и нет в ее жизни бессонных ночей, двух постоянно звонящих мобильных телефонов и более десяти собственных интернет-проектов. Несколько указаний сотрудникам, подписи на документах - и снова в путь, на очередные деловые переговоры. Алена спит по системе Леонардо да Винчи - три часа в сутки. Говорит, что ей хватает. В остальное время она консультирует начинающих «сетевых» бизнесменов, ездит по миру в поисках венчурных инвестиций и разрывается между собственными двенадцатью интернет-проектами. Один из них - онлайн-школа для стартаперов: * * От англ. start up - недавно созданная фирма, чаще всего интернет-компания.в ней эксперты доступным языком рассказывают, как начать свое дело, искать инвестиции, подбирать кадры. Идея такой школы родилась у Алены одновременно с идеей форума женских интернет-проектов - как ответ на последствия экономического кризиса. Почему именно женских? «В момент кризиса 2008 года практически каждую третью мою знакомую уволили с работы, - объясняет Попова. - Это были ИТ-проекты, маркетинг, реклама, PR и бухгалтерия. Кто в основном работает в этих сферах? Женщины». Раньше для большинства уволенных представительниц слабого пола открывалась одна перспектива: сидеть дома с ребенком, которого невозможно устроить в детский сад. Но оказалось, даже в таких обстоятельствах им есть чем заняться, да еще и с прибылью для себя. Случайный инвестор «Меня родители так воспитали: если чего-то хочешь, ты должна этого добиться сама», - Алена Попова улыбается, вспоминая, как в 8-летнем возрасте заработала первые деньги на мойке машин. Эту же философию выпускница журфака МГУ транслирует своей главной аудитории - женщинам-стартаперам: «Хватит ждать помощи сверху, создавайте сами!» «Женщины гораздо активнее общаются в социальных сетях и потребляют услуги в интернете, - объясняет Мария Косенкова, PR-директор компании «Иннова» (лидер российского рынка компьютерных онлайн-игр), одна из организаторов форума. - По статистике 65% интернет-аудитории - слабый пол. Это и создает предпосылки к тому, чтобы делать успешные прибыльные женские стартапы». Естественно, потребности дамской аудитории лучше знает женщина. К тому же Алену Попову вдохновили истории западного успеха: к примеру, в Давосе на форуме молодых предпринимателей она познакомилась с девушкой из Китая, которая придумала сетевой сервис для дам, помогающий им при выборе косметики. В день ресурс посещают 150 млн человек. Проект Алены Поповой Starlook.ru - из той же серии: он создает сообщество лояльных потребителей для брендов, ведь большинство брендов в России в отличие от компаний-производителей не имеет интернет-сайтов, а ресурс Поповой заполняет именно эту нишу. «Деньги, которые мы просим у держателей брендов, крайне небольшие, - говорит Алена. - Взамен мы создаем не просто сайт, а сложный программный продукт, внутри которого множество кодов и сервисов, позволяющих заинтересованной аудитории общаться и принимать решение о покупке». Таких инициативных женщин, как Попова, в стране не так уж мало. На первом российском форуме женских стартапов, который прошел в апреле, около 100 активных, мотивированных дам в возрасте от 15 до 60 лет ошарашили западных экспертов из венчурных фондов профессиональными вопросами. «Девочки из зала не спрашивали: «Как вас притесняют на работе козлы-мужики?», - рассказывает Алена Попова, - а задавали, например, такие вопросы: «Какие мультипликаторы учитываются при продаже проекта инвестору?», «Какое количество программистов нужно для создания социальной сети?» На эти вопросы сегодня есть кому ответить: у женщин-первопроходцев Рунета накопился впечатляющий опыт. Таисия Кудашкина, основатель ресурса tulp.ru, четыре месяца провела в Кремниевой долине в поисках инвестора, посетила около полусотни венчурных фондов, а нашла искомые $3 млн у себя под боком: «У меня принцип - рассказывать всем и всегда о том, что ищу деньги на проект. В неожиданный момент это может сработать. Так и случилось: когда к моему ребенку пришел настройщик пианино, я рассказала ему, что ищу деньги, и он познакомил меня с боссом своей жены, который захотел инвестировать в нашу компанию». Кроме того, женский стартап вовсе не означает, что ради него надо забыть о детях. Анна Знаменская, генеральный директор Digital Access, перед запуском стартапа была в декретном отпуске после рождения ребенка всего три недели, а потом сразу вышла на работу. Сегодня ее проект - лидер рынка онлайн-видео в России: сервис занимается закупками и дистрибуцией легального видеоконтента в интернете и является крупнейшим продавцом видеорекламы в Рунете.
Стоит заметить: жен, любовниц и детей олигархов среди женщин-стартаперов, как правило, нет. Стартап не игрушка, а возможность реального заработка для семейного бюджета. Главный совет, который дают Алена Попова и ее коллеги, - не бояться начинать, пусть даже с абсолютного нуля. Как это сделала 20-летняя Кристина Ватутина. В этом году она заканчивает факультет бизнес-информатики Высшей школы экономики и одновременно выходит на рынок со своим проектом helphunter.ru. «До нас существовали интернет-сервисы по поиску отдельных услуг, например, по ремонту или поиску домашнего персонала, - рассказывает Кристина, - но не было какой-то единой платформы, которая может предложить клиенту решение любой его проблемы». Механизм прост: клиент заходит на сайт, заполняет заявку, - например, просит найти ему электрика, репетитора или няню для ребенка. Сервис рассылает заказ исполнителям, которые соревнуются за него, предлагая лучшие цены. Их предложения поступают к клиенту, который и выбирает лучшего - по цене и рейтингу. При этом для клиента услуга абсолютно бесплатна, а ее исполнитель платит авторам сайта 10% от стоимости работы, но только после ее выполнения. Идея родилась у Кристины и ее друзей осенью 2010 года. Пообщались с экспертами, написали бизнес-план, в разработку ресурса вложили собственные $2 тыс. и 100 тыс. рублей гранта от ВШЭ. «Вышка» предоставила и небольшой офис в помещении своего бизнес-инкубатора. Команда - четыре человека - пока работает без зарплаты: не заработали еще. Но Кристина уверена - их ждет большое будущее: «У нас очень амбициозная цель: в ближайшие полтора года хотим охватить 5-7% рынка локальных услуг. Это много, учитывая, что он пока только формируется, а значит, его потенциал огромен». Заниматься своим делом студентке чрезвычайно интересно: поработав два года бизнес-аналитиком в компании «Видео Интернэшнл» и рекламном агентстве, Кристина поняла, что ей тесно в корпоративных рамках. «Захотелось быть не частью механизма, а его создателем», - объясняет она. Главное в стартапе, говорит Кристина, это терпение и вера в себя и свою команду. «Морально это достаточно сложно - отвечать за все, вкладывать свои деньги и не иметь человека, который будет тобой руководить и что-то подсказывать, - делится Кристина. - Но когда есть драйв и ты видишь результат, это ни с чем не сравнимые ощущения». Впрочем, не стоит думать, что стартап - это обязательный успех. Алена Попова предупреждает: на этом пути возможны провалы, потеря денег и единомышленников - бизнес-то рисковый. Но пойти по этому пути стоит хотя бы ради обретения уверенности в том, что именно ты, а не кто-то другой, отвечаешь за свою жизнь, замечает Алена Попова. На равных с мужчиной Сегодня среди женских стартапов, по данным Алены Поповой, 60% занимает медийный бизнес: сетевые средства массовой информации, интернет-телевидение, консалтинг. Еще 20% - проекты в сфере электронной торговли: как правило, они «завязаны» на моду, косметику, продажу детских товаров. Остальные 20% совмещают онлайн и офлайн, то есть услуги «в реале». При этом, по словам Марии Косенковой, пока лишь 8% женских стартапов получают инвестирование от венчурных фондов, хотя в IT-индустрии женщины владеют примерно 40% частных компаний. Во многом такой результат - отголосок недоверия к женщине как к предпринимателю, которое сформировалось за годы доминирования сильного пола в экономике. «Так сложилось исторически, что у женщин в России нет денег, которые были бы заработаны в «мужскую» сырьевую эпоху 90-х и 2000-х, - говорит Ирина Хакамада, известная предпринимательница и общественный деятель. - Поэтому, как только возник интернет, женщины стали активно пользоваться им для открытия своего бизнеса: именно во Всемирной паутине стартап может быть практически нулевым по себестоимости - часто он требует только хороших мозгов и креатива». Активность женщин в Сети еще раз доказывает, что не существует чисто мужских областей, говорит Хакамада: новые технологии слабый пол осваивает не хуже сильного. Женский бум в интернете - это ответ и на всегдашнее притеснение: «Женщинам приходится трудно в больших корпорациях: им платят меньше, двигают с трудом, а увольняют первыми, причем не только в России, но и во всем мире. Им тяжело и при поиске работы, потому что они жестче дискриминируются по возрасту и внешности». Однако, по мнению Хакамады, у женщин есть несколько серьезных преимуществ для ведения бизнеса: они более гибкие в общении и лучше мужчин адаптированы к обратной связи с внешним миром - важная деталь, если иметь в виду, что в успехе 75% занимает коммуникация. В итоге мы имеем сегодня нечто вроде виртуальной женской революции. «С момента возникновения новых информационных технологий постепенно в этом бизнесе наши женщины начинают брать численностью и устойчивостью, - резюмирует Ирина Хакамада. - Мы были свидетелями, как во время кризиса большие бизнесы начинают рушиться и попадать в зависимость от государства, а мелкие успешно выживают». По ее словам, сейчас, после кризиса, начинается длинная эпоха роста конкурентоспособности женщин в бизнесе. «Это отмечают все социологи и психологи, в том числе и сильного пола», - утверждает Хакамада. Так что, дорогие мужчины, без обид - как говорится, ничего личного. |