Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
РПЦ объяснила неверие россиян в жизнь после смерти
В Московском патриархате не удивлены результатами опроса, согласно которым большинство россиян не верят в воскресение после смерти. «На мой взгляд, полученные в ходе опроса цифры во многом отражают нашу сегодняшнюю ситуацию. Мы давно говорим о том, что большинство россиян сегодня идентифицируют себя с православием, но это - культурная идентичность, а не собственно религиозная», - заявил глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, которого цитирует исследовательская служба «Среда». По заказу этой организации фонд «Общественное мнение» провел весной 2011 года опрос, в ходе которого лишь 26% (против 54%) респондентов согласились с мнением, что после смерти существует возможность воскресения. Идентифицирующие себя с православием чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в воскресение (31%). Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно (46%). Как отметил Владимир Легойда, многие люди «действительно ничего не знают о вере». По его словам, у тех, кто говорит, что не верит в воскресение, загробную жизнь, представление об этой жизни может складываться «по сохранившимся в памяти еще с советских времен карикатурам на рай и ад в журнале "Крокодил", в которых "рай" - это длинный нудный коммунизм в стиле четвертого сна Веры Павловны, а "адская жизнь" - сковородки, на которых черти вилами колют грешников». «Но в такую загробную жизнь и не стоит верить - она к христианству имеет мало отношения. Поэтому ответы в исследовании могут быть не в последнюю очередь связаны с представлениями большинства о загробной жизни. Если бы людям был задан вопрос: "верите ли вы в бессмертие души?" - убежден, мы получили бы другой процент», - заявил представитель Церкви. В свою очередь глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов считает, что в повседневной жизни «обыватель даже боится подумать о смерти, боится назвать ее, произнести это слово вслух». В то же время военные и сотрудники правоохранительных органов в силу профессии часто сталкиваются со смертью лицом к лицу, поэтому среди них «велико число верующих - православных, представителей других конфессий, мусульман». Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский заявил, что, «если у нас нет веры в воскресение после смерти, нам просто не во что верить, и все, что мы делаем, не имеет никакого смысла, тем более Великий пост». Он разделяет мнение о том, что чаще всего жители России относят себя к православию как к элементу истории и культуры. «Люди могут в течение дня заходить в храм для того, чтобы поставить свечу перед иконой, написать записку, даже перекреститься и выйти. Но это ровным счетом никак не отражается на их повседневной жизни. И их заход в православный храм не отличается от паломничества к бронзовой собаке на станции метро "Площадь Революции" для того, чтобы погладить ее нос», - добавил священник. Напомним, что на вопрос обозначенного исследования о том, верно или неверно утверждение «Я верю в воскресение после смерти», чаще других отрицательно отвечали сельские жители (58%) и те, кто проживают в Дальневосточном округе (74%). Разделяют эту точку зрения лишь 26%. Мужчины (58%), учащиеся (63%) и люди старше 65 лет (57%) чаще склоняются к мнению, что воскресение после смерти невозможно. Респонденты, идентифицирующие себя с православием, чаще представителей других вероисповеданий склонны верить в возможность воскресения (31%). Однако даже среди них оказалось много ответивших отрицательно (46%). Среди неверующих небольшая группа все-таки верит в воскресение после смерти (11%). Среди военных, служащих в правоохранительных органах и силовых структурах, в воскресение после смерти верят 40%, среди предпринимателей и руководителей - 43%. Больше всего верят в воскресение после смерти люди, чей доход составляет более 30 тысяч рублей в месяц (49%). По данным предыдущих опросов ФОМ, большинство россиян (59%) считают себя православными, 2% заявляют о принадлежности к другим христианским конфессиям, 6% - к исламу, 2% - к иным религиям; 5% затруднились назвать определенную конфессию. |