Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Раф Шакиров: «Информацию в России контролируют чиновники»
Сегодня у нас в гостях известный журналист Раф Шакиров. О политической ситуации в стране, о роли прессы и правилах игры на информационном поле с ним беседует шеф-редактор журнала «Журналист» Мария Владимирова. - Раф Салихович, известно, что состояние журналистики отражает положение дел в обществе. В связи с этим какую проблему в современной журналистике вы считаете главной? Раф Шакиров:
Окончил МГУ, исторический факультет, кандидат исторических наук. С 1994 по 1996 год - главный редактор журнала «Коммерсантъ-Деньги». С 1997 по 1999 год - главный редактор газеты «Коммерсантъ» и шеф-редактор объединённой редакции одноимённого издательского дома. C 1999 по 2000 год - вице-президент телеканала «ТВ-Центр». В 2000 году - заместитель председателя Всероссийской государственной телерадиокомпании, генеральный директор и главный редактор программы «Вести». В 2001 году Раф Шакиров возглавил издание «Газета». С 2003 по 2004 год - главный редактор газеты «Известия». С 2006 по 2007 год - главный редактор журнала The New Times. С 2008 по 2010 год - главный редактор DailyOnline.ru Посмотрите на структуру собственности наших телеканалов - и вы ужаснётесь. В России действует практически абсолютная монополия на ведущие информационные каналы. У Первого канала форма собственности смешанная, контролирует его премьер-министр В.В. Путин. Канал «Россия 1» - государственный, финансируется он за счёт государственного бюджета, но при этом он спокойно выходит на рекламный рынок. В любой стране мира вам скажут, что это нечестная конкуренция. Дотированный проект не имеет права находиться на рынке свободной рекламы, так как он отбирает заказы и доходы у частных каналов, для которых реклама - это хлеб насущный. В других странах данные вопросы регулирует законодательство. У нас же, кроме закона о СМИ, который является одним из самых либеральных и свободных в мире и в то же время самым бездейственным, ничего нет. Можно сколько угодно ссылаться на закон о СМИ, но, простите, к нашей жизни он никакого отношения не имеет. Что, например, есть в Америке и чего не хватает нам? У них есть закон о доступе к информации. Любой честный налогоплательщик имеет право получить информацию, а чиновник обязан ему её предоставить. - Любой человек, а не только журналист. Главный принцип регулирования в области свободы доступа к информации - экономический, а если точнее - антимонопольный. Обычно свобода доступа к информации законодательно регулируется. В США, в частности, запрещено владеть и газетой, и телевидением. У нас же всё не так. По стране доступ к государственному Первому каналу имеют примерно 98% населения. А если приплюсовать сюда «Россию», то это уже тотальная монополия. НТВ контролируется аффилиированным с государством «Газпром-Медиа». Так получается не просто монопольное положение, включая рынок рекламы, а сверхмонопольное. Ну ладно бы мы бы просто не имели объективной информации. Но это сказывается и на бизнесе. Возьмём такой пример. В алтайском крае есть частное издательство «Алтай-пресс». Оно платит в бюджет края такой налог, сколько выделяется на дотационные проекты местных властей. То есть за свои заработанные деньги они полностью содержат конкурентов.
В той же Америке пять каналов не могут принадлежать одному и тому же человеку или аффилированным с ним структурам. Если выяснится, что он через подставные фирмы контролирует несколько каналов, то это уголовно наказуемое дело. Такое дело возбудили в своё время в Италии против Сильвио Берлускони, но его пока спасает премьерский чин. Зачем принимаются такие законы? Чтобы зритель получил максимальное количество объективной информации. Это возможно, повторюсь, только в условиях здоровой конкуренции. Приведу пример, связанный с WikiLeaks. На наших каналах обсудили все подробности информационных сливов, связанных с другими странами, а про такого же рода информацию о России не было сказано ни слова, хотя этому посвящена достаточно большая часть в WikiLeaks. Так вот если бы мы жили в стране с нормальной политической обстановкой, обязательно, например, старое НТВ рассказало бы об этом. И, уверяю вас, у такого новостного выпуска была бы бешеная аудитория. И я бы туда ринулся. А по законам рынка: есть аудитория - значит, есть рекламодатели, а рекламодатели - это деньги. - А как вы относитесь к поступку Леонида Парфёнова и тому, что он сказал на церемонии вручения телевизионной премии им. В.Листьева? Собственники сетевых ресурсов вынуждены считаться с властями. В противном случае их доступ на рынок будет ограничен. Ярчайший пример: Google выдал, попросту сдал, своего пользователя китайским властям, которые посадили его в тюрьму за антиправительственные высказывания. За это Google получил доступ на китайский рынок. Свобода одного человека против миллиардов долларов. Google выбрал деньги. Это у них, а у нас даже миллиарда долларов не надо - собственнику сетевого ресурса просто скажут: «Знаешь, дорогой, мы тебя закроем без суда и следствия». И что он сможет сделать? Так вот каждый раз, когда мы говорим о свободе слова и о свободе доступа к информации, возникает целый комплекс проблем, первая из которых, безусловно, политическая. СМИ существуют свободно только тогда, когда есть реальная оппозиция, представленная в парламенте. Когда есть независимые СМИ, которые подпитывают эту оппозицию информацией. Тогда возникает борьба между двумя силами - оппозицией и властью. Только в таком обществе возможно очищение от коррупции, от нецелевого использования средств и т.д. Нам до такой системы как до луны, а может, и ещё дальше. - Вы в журналистике уже давно - работали при разных властях. Какой из периодов вам кажется наиболее жёстким? - При Ельцине было больше свободы? - А что происходит с прессой сегодня? Есть ли СМИ, которым вы доверяете? - Вы ищете информацию в разных источниках. А что делать простому читателю, который верит всему, что говорится и пишется? - Есть ли ниша в журналистике, в которой сейчас, на ваш взгляд, можно свободно работать? - Это точно. Раф Салихович, а что вы думаете о профессиональном уровне наших журналистов и журналистики в целом? - Вы возглавляли журнал The New Times с февраля по август 2007 года. Почему вы ушли, что произошло? - После этого вы делали интернет-проект DailyOnline.ru, который вдруг резко прекратил своё существование. В блогах не нужна цензура. Ты там сам себе цензор. Тем более что чиновники, как вы сами заметили, уже прикармливают нужных людей. Хочешь зарабатывать? Пиши что надо. Не хочешь - верни деньги. Не всякий устоит перед соблазном. Когда начались массовые выступления в блогах в связи с введением запрета на праворульные машины, в Кремле поняли, что ЖЖ - мощный ресурс и пора встраивать туда своих людей. Был создан огромный отдел, который работает с интернетом. У нас на сайте был опрос «Хотите ли вы, чтобы Путин вернулся на третий срок?». Пока были выходные, голосование пошло очень быстро, и подавляющее большинство отвечали «нет». В понедельник произошёл большой впрыск сторонников премьера. Это маленький пример.
Так что иностранцы в России в СМИ больше вкладывать деньги не собираются. И правильно делают, я претензий не имею. Вообще когда ситуация в стране не совсем понятная, инвестировать в медиа считается малоприбыльным и неперспективным, тем более в России, где со СМИ не всё в порядке. В канун выборов, как правило, новые проекты не начинаются - все ждут, чья возьмёт, потому что одно дело - если будет путинская Россия, другое - медведевская, а третье - ещё какая-то. Для медийных проектов это очень разные ситуации. Если победит Путин, вместо того чтобы вкладывать в медиа, лучше пойти в лотерею поиграть. Если победит Медведев - это будут определённые стилистические особенности, но системно они друг от друга не отличаются. Это как цари. Был царский режим, но цари разные. - В ближайшее время вы планируете возвращаться в журналистику? Оригинал текста читайте в журнале «Журналист». Перепечатывается с разрешения редакции. |