Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Озёрский физик от Бога
28 января 2011 года Хамиду Рафиковичу Искандерову, Учителю, в честь которого в физико-математическом лицее №39 был создан мемориальный кабинет, исполнилось бы 75 лет. К сожалению, об этом человеке приходится говорить уже в прошедшем времени. Но, к счастью, с годами не проходит интерес к судьбе одного из основателей ФМЛ №39 и не уменьшается количество желающих поделиться своими воспоминаниями о нем. И, конечно же, чрезвычайно интересен взгляд на этого незаурядного Педагога его супруги - Сонии Михайловны ИСКАНДЕРОВОЙ. «НЕЛЕГАЛЫ» В МГУ - Сония Михайловна, как вы познакомились с Хамидом Рафиковичем? - Познакомилась я с ним в сентябре 1953 года. Родился Хамид Рафикович в городе Самарканде в семье ученых. Мама работала в мединституте города Самарканда, заведовала кафедрой нормальной физиологии, отец заведовал кафедрой высшей алгебры, затем был проректором по научной работе Узбекского государственного университета. Мы были студентами физико-математического факультета Узбекского государственного университета. Все знают время юности, когда мы влюбляемся, разочаровываемся, вновь осмысливаем прошедшее. Эти же чувства не миновали и нас. В университете я помню его как хорошего спортсмена. У Хамида Рафиковича были высокие разряды по шахматам и пулевой стрельбе. Мы входили в состав шахматной команды факультета. Университет он закончил с отличием. И в 1958 г. мы поженились. В 1959 году у нас родился сын, назвали его Игорем. Рождение сына стало большой радостью для всех нас. - Но на получении диплома Хамид Рафикович не остановился? - Да. Осенью того же года он поступил в аспирантуру МГУ. Три года аспирантуры для нас стали большим испытанием. Периодически, по несколько недель в году, в течение трех лет мы с сыном жили в общежитии МГУ (причем нелегально). Хамид Рафикович писал нам часто. Письма были полны нежности и любви. Я часто перечитываю их, по содержанию они не уступают классическим перепискам между очень близкими людьми. В праздники и в дни рождения мы от Хамида Рафиковича получали посылки с подарками. И в каждой из них лежали апельсины и конфеты. В те времена все это было в диковинку в Самарканде. Учась в аспирантуре, он работал учителем в вечерней школе при МГУ. В годы аспирантуры ему выпало счастье быть на встрече студентов, ученых МГУ с выдающими физиками Нильсом Бором и Львом Давидовичем Ландау. Хамид Рафикович с восторгом писал и рассказывал об этом незабываемом торжестве. ИЗ САМАРКАНДА НА УРАЛ. ЧЕРЕЗ МОСКВУ -А как вы оказались в Озёрске? - В 1962 году аспирантура была закончена. Случай свел Хамида Рафиковича с директором отделения №1 МИФИ в Челябинске-40, который приехал в это время в МГУ набирать преподавателей. Так мы и приехали в Челябинск-40. Я тоже была принята преподавателем этого же отделения (на кафедру математики). Игорька устроили в детский сад, тогда ему было три года. С родителями мы не теряли связь: часто приглашали мам к себе, да и мы в отпуск ездили повидаться в Самарканд. В 1975 году Хамид Рафикович перешел работать директором техникума, который тогда еще был среднетехническим факультетом института. Здесь он нес ответственность не только за студентов, но и за учителей и сотрудников. В 1966 году родилась у нас дочь. Дал он ей имя Джамиля. Все трудности жизни незаметны, когда дома два замечательных ребенка с разницей в 7 лет. Игорек в шесть лет почти сам, как мы об этом часто шутим, по надписям на витринах, по афишам научился читать. С пяти лет по вечерам, пока я Джамилю укладывала спать, Хамид Рафикович с помощью телевидения изучал с Игорем английский язык. В те годы были такие передачи для малышей. Работая по утрам и вечерам (тогда институт хоть и назывался вечерним, но занятия дублировались и в первой половине дня), успевали воспитывать детей и подготовить их к школе №32. Часто приходилось их оставлять то в библиотеке, то в бухгалтерии, то на кафедре, пока у нас шли лекции. Дети наши повзрослели, закончили мединститут, обзавелись семьями, у них родились свои дети… И у нас появились приятные заботы с внучками. Причем их было не меньше, а больше, чем с детьми. ЛИЦЕЙСКАЯ ЮНОСТЬ - А когда Хамид Рафикович перешел работать в физико-математический лицей? - Это было в 1993 году. Здесь он себя почувствовал, как рыба в воде. Работа в лицее целиком захватила Хамида Рафиковича: новые задачи, талантливые ребята, заочная школа МФТИ, новый коллектив с талантливыми учителями и сотрудниками во главе с не менее талантливым директором Любовью Николаевной Грушевой. Появились первые победы его учеников в городских олимпиадах, затем - в областных и, наконец, во всероссийских. В лицее образовалось очень сильное трио физиков. Это Хамид Рафикович Искандеров - Сергей Григорьевич Лисицын - Олег Владимирович Порошин. Единомышленником Хамида Рафиковича по организации выездной школы на «Дальней даче» в осенние каникулы был Андрей Владимирович Лукашин, талантливый руководитель и учитель лицея. Хамид Рафикович мне часто говорил, может в шутку, а может и всерьез: «Андрей жалеет, что он не физик». - Насколько мне известно, заслуги Хамида Рафиковича в лицее не прошли незамеченными? - Да. Он трижды получал международную премию «Грант Сороса», премию городской администрации, премию губернатора, премию Законодательного собрания области. А последней наградой, о которой уже не узнал Хамид Рафикович, стала награда за победу во Всероссийском конкурсе школьных учителей физики и математики Фонда Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Наставник будущих ученых» в 2005 году. Кроме того, Хамид Рафикович был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. - Находилось ли свободное время, как говорится «для себя»? - Есть профессии, в которых понятие досуга отсутствует. Это те, труд которых сродни творчеству. Я к таким профессиям отношу и великий учительский труд. Любой учитель отличается не пухлостью кошелька (хотя деньги нужны для утоления жажды знаний, чтобы жить, давать образование детям и воспитывать их должным образом), а своим творчеством. Я горжусь своим мужем. Для него его ученики были дороги, как собственные дети. Он часто приглашал их домой, беседы с ними за чашкой чая и ему, и детям были интересны. Дома среди его бумаг лежат копии характеристик на некоторых ребят. Они не только убедительны, но и имеют высокую художественную ценность. Мне кажется, был бы он не учителем, то мог бы стать неплохим писателем и рассказчиком. Хамид Рафикович много читал, ко дню рождения каждый год в подарок от нас получал годовую подписку на журнал «GEO». Любил разную музыку: классическую, оперетту, песни бардов. До сих пор дома хранятся старые пластинки… БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - Какую черту характера Хамида Рафиковича вы бы отметили особенно? - Мне хотелось сказать о его отношении к родителям и близким родственникам. К родителям обращался на «вы», регулярно ездил на побывку или приглашал своих родных к нам. Очень тяжело переносил, если кто-то переставал писать. И после его ухода я не прерываю общение с его близкими. Мне кажется, в нашей скоротечной жизни это очень важный момент: нужно сохранять связь между близкими, между поколениями. Мы с Хамидом Рафиковичем по этому поводу много говорили. В нашей тяжелой (в материальном плане) жизни не все воспринимают эти отношения между близкими правильно. Мы, по крайней мере, во главу угла во взаимоотношениях ставили любовь, добрые отношения. Когда ездили в отпуск к родственникам, мы и там начинали бескорыстно заниматься физикой или математикой со всеми молодыми родичами, кому нужна была эта помощь и свои каникулы называли не иначе, как «Каникулами Бонифация». Хотелось бы добавить, не всегда у нас было безоблачно. Мне не нравится выражение «жили душа в душу». В нормальной семье допустимы споры по существу. Если рядом два человека более сорока лет, то отношения не могут сохраняться в первоначальном виде. Это уже другая стадия, но не надо это понимать как затухание. Это та форма отношений, когда понимаешь, что друг без друга невозможно жить. Но в любой стадии нужна духовная работа каждого. Самое главное в том, что каждый из нас чувствовал себя свободным. У каждого из нас были друзья: это мои и его коллеги, мои и его студенты, мои и его однокурсники, с которыми периодически встречались. Тут не было ревности (это очень страшное явление, с моей точки зрения). Он и я часто принимали с любовью моих студентов и его учеников у себя дома. Я безмерно благодарна судьбе, которая свела меня с этим необыкновенным человеком, нам никогда не было скучно рядом, у нас было много общего, у нас всегда было о чем поговорить. И даже молчать подолгу с ним было интересно… ВСПОМИНАЯ УЧИТЕЛЯ Говоря о Хамиде Рафиковиче, его ученики и коллеги не скрывают волнения и благодарности… Андрей МАНАКОВ, выпускник МФТИ: - Он был не просто первоклассным учителем, который понимал и направлял меня, но и человеком, любящим свое дело и людей, с которыми работал. Я благодарен ему за все, что он сделал для нас. Он останется в моей памяти таким, каким был: добрым, отзывчивым, знающим и просто Человеком с большой буквы. Андрей ВЕЛЬДЯЕВ, выпускник МФТИ: - Вечно радостный, энергичный оптимист. С его поддержкой на олимпиадах, соревнованиях, экзаменах не сомневаешься в том, что покажешь тот результат, который от тебя требуется. Он жил физикой, дышал физикой, и он не объяснял физику, а прививал к ней любовь. Евгений ВОЛКОВ, выпускник ФМЛ № 39, инженер-физик: - Я вспоминаю наши уроки физики. Это было не просто очередное «занятие по расписанию», это было интересное общение с Человеком, у которого мы многое узнавали и многому учились. Вспоминаю свое волнение, когда через несколько лет открывал двери института уже в качестве преподавателя физики. И первым, кого я встретил, был мой Учитель, Хамид Рафикович Искандеров. Именно он, заметив мою неуверенность, сказал коротко и просто: «Все будет хорошо». И я благодарен этому Человеку за эти слова, почему-то сразу принесшие успокоение. Память о Хамиде Рафиковиче, моем Учителе, и огромное чувство благодарности к этому Человеку живут в моем сердце. Хамид Рафикович был Учителем от Бога! Сергей Григорьевич ЛИСИЦЫН, доцент кафедры физики МИФИ: - Все, кто работал с Хамидом Рафиковичем и знал его, понимали, что имеют дело с незаурядным человеком. Но только сейчас, когда его уже нет среди нас, ясно, как без него трудно всем. Хамид Рафикович всегда работал с полной самоотдачей, всегда был полон идей, планов. Он много брал на себя, много успел сделать, особенно в последнее десятилетие своей жизни, работая в лицее. Именно здесь полностью раскрылся педагогический талант Хамида Рафиковича. Ему удалось замечательно поставить все виды занятий по программе углубленного изучения физики, он был организатором и руководителем Заочной физико-технической школы МФТИ. Многие ученики Хамида Рафиковича успешно окончили самые престижные вузы России, включая МФТИ, МГУ и другие столичные вузы. Ученики Хамида Рафиковича ежегодно становились победителями и призерами олимпиад по физике, в том числе и всероссийских. Все эти успехи не приходили сами, для них нужны были большой труд и большой талант. Он любил своих учеников, любил свое дело. На его уроках всегда царила творческая атмосфера. Все, кто знал его, сохранят навсегда самую добрую память об этом замечательном человеке, прекрасном Учителе. Иван Александрович ИОГОЛЕВИЧ, заместитель директора по научно-методической работе и учителем физики в лицее №31 Челябинска, депутат Законодательного собрания области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» (2005). - Хамид Рафикович был выдающимся педагогом, личностью очень яркой, самобытной, энтузиастом своего дела. Он умел заразить, поднять всех коллег на то, чем сам был увлечен. Именно поэтому ему удалось создать (я считаю, что это во многом его заслуга) физико-математическое образование в лицее №39. А выездные физические школы? И сегодня память о нем жива еще и в этих школах, где собирается по сто человек, причем не только из Челябинской области, но и из Екатеринбурга, из Уфы и других регионов… То есть идеи, которые когда-то разработал, имел смелость и дерзнул воплотить Хамид Рафикович, сегодня приносят свои плоды, работают на детей, которые у нас занимаются. Выдающаяся Личность. Любовь Николаевна ГРУШЕВАЯ, начальник Управления образования администрации Озёрского городского округа, основатель физико-математического лицея №39: - В связи со скоропостижным уходом из жизни Хамида Рафиковича до сих пор без трепета о нем говорить невозможно. Влюбленный в физику учитель, влюбленный в процесс преподавания педагог, высоко ценящий одаренных и так же любящих физику детей, отдающий им все. Все, что мог он для них сделал. Он ставил перед ними высокую цель и учил ее достигать. Таких учителей в жизни бывает не много. И поэтому лицей хранит память о Хамиде Рафиковиче. Выпускники лицея на собственные средства отремонтировали кабинет, назвали его кабинетом имени Хамида Рафиковича Искандерова, а его семья передала в этот кабинет-музей все, что было ценным для Хамида Рафиковича в связи с лицеем, все книги, какие он собрал за свою жизнь по вопросам преподавания физики Сония Михайловна передала лицею, и они там бережно хранятся и используются в работе. И мне кажется, что Хамид Рафикович живет среди нас. Я отношусь к нему, как к живому. |