Психотехнологии. Елена Русалкина. Игорь Смирнов
На протяжении многих столетий психика человека оставалась для исследователей « terra incognita». До прошлого века единственными методами ее познания были наблюдение, психоанализ и медитативные психотехники. Только с началом технологической революции и изобретением персонального компьютера появились принципиально новые инструментальные средства исследования, анализа и коррекции неосознаваемых психических процессов - компьютерные психотехнологии. Они позволили ученым не только завязать опосредованный диалог с подсознанием, но и разработать методы взаимодействия с ним. Первопроходцами в создании компьютерных психотехнологий стали российские ученые. Идейным вдохновителем и руководителем этих исследований был Игорь Викторович Смирнов (1951-2004). « Психотехнологии - это кульминация всего, чем до сих пор занималось человечество. Это гораздо серьезней, чем атомная бомба и космические полеты. ...Сейчас мы создали только “каменный топор”, хотя и им уже можно делать хирургическую операцию. Мы получили инструментальные способы доступа к подсознанию и коррекции его определенных сфер. А все остальное - уже частные приложения». И.В.Смирнов
ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ СМИРНОВ - врач, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, основоположник компьютерных психотехнологий. Основатель науки Психоэкология - направления, не являющегося прерогативой медицины и представляющего собой отдельную, принципиально новую область знаний, основанную на стыке многих сфер, но имеющую свой собственный концептуальный аппарат - комплекс научных представлений и практических приёмов для изучения, контроля и прогноза поведения и состояния человека как информационной системы в информационной среде его обитания. Автор фундаментальных работ "Психотехнологии" (М., Прогресс, 1995 г.) и "Психоэкология" (М., 2003 г.).
ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА РУСАЛКИНА - клинический психолог, доцент кафедры психоэкологии РУДН, директор по науке Центра информационно-психологической безопасности им. академика И.В. Смирнова; один из разработчиков метода компьютерного психосемантического анализа и психокоррекции на неосознаваемом уровне.
Интервью Елены Русалкиной
Вопросы_Елена Ветрова март - апрель Москва, 2009
Елена Григорьевна, Вы много лет занимаетесь психотехнологиями. Что это такое? И для чего нужны психотехнологии?Психотехнологии - это компьютерные технологии, позволяющие диагностировать, корректировать и управлять психическим и физическим состоянием человека, используя его семантическую память, то есть подсознание. Термином «подсознание» сегодня с легкостью оперируют политики, журналисты, домохозяйки. Но что в это понятие вкладывают специалисты?Под сознание - область человеческой психики, отвечающая за обработку и хранение информации. Под сознание - это наша семантическая (смысловая) память, хранящая как генетическую, так и скоротечную информацию. С рождения в подсознании человека накапливается информация обо всем, что он видит, слышит, обоняет, ощущает, чувствует. Всё, что единожды попадает в память, остаётся в ней на всю оставшуюся жизнь. Подсознание можно сравнить с подводной частью айсберга, оно значительно больше сознания и скрыто от нас. На уровень сознания мозг посредством психики поднимает только ту информацию, которой человек пользуется в повседневной жизни.
Ваш муж, академик Игорь Викторович Смирнов, в 80-е годы прошлого века возглавил первую в России Лабораторию психокоррекции при 1-м ММИ им. И.М. Сеченова. Там под его непосредственным руководством велись пионерские работы в области психотехнологий и были разработаны методы исследования и коррекции неосознаваемой психической деятельности. Позже эта работа была продолжена в НИИ психоэкологии и на Кафедре психоэкологии РУДН. А что послужило толчком к этим исследованиям?Собственно психотехнологии Игорь Викторович начал разрабатывать в 70-х годах, еще, будучи студентом. В 1979 году, уже работая в 1-м ММИ им. И.М. Сеченова, он с коллегами подал в Госкомитет по науке технике СССР заявку на открытие «Свойства высших организмов к дистантным взаимодействиям». Патент был получен, а работу группы сразу засекретили, и в 1980 году по решению Президиума РАН СССР и Госкомитета по науке технике СССР была начата разработка закрытой научно-исследовательской темы: «Физические поля биологических объектов, модулированные семантическим сигналом». В рамках этого проекта был создан Отдел нелекарственной терапии, позже преобразованный в Лабораторию психокоррекции.
Своим главным контрагентом Игорь Викторович считал американца Говарда Шеврина (Howard Sevrin), специалиста в области бессознательного. Но почему именно его?Ученые давно предпринимали попытки проникнуть в подсознание, связав когнитивные и физиологические процессы. Еще в 1926 году ученый, основатель отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия применил ассоциативно-моторную методику для выявления следов аффекта у преступника, предположив, что аффективное состояние сопровождается глубокими нарушениями функций в организме человека. Фактически он создал прототип современного детектора лжи. Его описание Лурия опубликовал в одной из своих статей.
«Проблема объективного познания чужого «я», чужих мыслей занимала уже несколько поколений психологов. К разрешению ее современная наука благодаря развившимся объективным методам подошла теперь уже настолько близко, что в целом ряде случаев экспериментальная диагностика скрываемых личностью содержаний сознания перестает казаться невозможной, а методы такойдиагностики не сегодня-завтра смогут войти в повседневную практику». (А. Р. Лурия " "Диагностика следов аффекта"" ) Для своего исследования Лурия модифицировал ассоциированный эксперимент одного из основоположников аналитической психологии, швейцарца Карла Юнга ( Carl Gustav Jung).
" ...ряд психиатров, работавших в школе Крепелина, и особенно ряд психологов школы Юнга установили, что аффект прежде всего нарушает нормальное течение ассоциаций, что при сильном аффекте ассоциации обычно резко задерживаются". ( А.Р. Лурия "Диагностика следов аффекта") А детектор лжи был создан по статьям Лурии американским полицейским. Значит Шеврин не только изучал бессознательное, но и разрабатывал методы проникновения в него? С конца сороковых годов XX века в мире стали интенсивно развиваться исследования по неосознаваемому вводу-выводу информации в человеческую память. Лидировали в этих исследованиях Россия и Соединенные Штаты.
В 1968 году Говард Шеврин опубликовал результаты первых исследований об ответной реакции мозга на бессознательные визуальные стимулы. И в последующих своих работах он отстаивал точку зрения о том, что активация семантических ассоциаций отражает динамику неосознаваемых когнитивных процессов. И действительно, в США конкурентом нашего отдела была его лаборатория в Michigan Psychoanalytic Institute ( University of Michigan). Но в разработке психосемантического алгоритма мы его тогда опередили почти на год. Термин «психотехнологии» впервые появился благодаря Игорю Викторовичу? Совершенно верно. Он же ввел понятие « психокоррекция». Изначально Смирнов назвал это «немедицинская психокоррекция». И сразу возник вопрос: почему «немедицинская»? Но назвать это психотерапией или психологией нельзя. Методы психотехнологии существуют на стыке наук: психиатрии, психологии, нейрофизиологии, нейробиологии, математики, физики, информатики. С появлением первых компьютеров был создан завершенный технологический процесс. Сначала работали на «Наири» - были такие огромные электронно-вычислительные машины. Потом на «Агатах» и ДВК. С развитием компьютерной техники совершенствовались и психотехнологии. Первоначально программированием занимался сам Смирнов. Но когда появились первые квалифицированные программисты, в частности на механико-математическом факультете МГУ, мы стали сотрудничать с ними. Какие методы используются в психотехнологиях?Прежде всего это методы психозондирования и психокоррекции. Более уникальное творение, чем человеческий мозг, сложно представить. Если бы мозг не был таким, какой есть, неизвестно, что представлял бы из себя человек, и был ли бы он вообще. Как у всякого органа, у головного мозга есть свои функции. Основная функция мозга - психика.
Рис. из книги "Человек" / "Махаон, М., 2007 г. / Основные структуры лимбической системы ("эмоционального мозга") - расположены под большими полушариями и регулируют функции внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и т. д. Некоторые из этих структур так же связаны с структурами, сохраняющими информацию о нашем прошлом (память).
Мозолистое тело - сплетение нервных волокон является самой большой структурой, соединяющей правое и левое полушария ; таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств ( кроме обоняния) к коре головного мозга; гиппокамп участвует в механизмах формирования эмоций и консолидации памяти (в переходе кратковременной памяти в долговременную; миндалевидное тело участвует в формировании отрицательных и положительных эмоций, а его размер положительно коррелирует с агрессивным поведением.Через центральную и периферическую нервные системы мозг управляет всей деятельностью организма, осуществляя руководство всеми органами. Его работу можно сравнить с руслом реки. Если на реке образовался завал из деревьев и камней, она, в конце концов, обойдет его, но нормальное течение будет нарушено. Так и мозг. Сбои в работе мозга, проявляющиеся в виде различных психосоматических заболеваний, функциональных расстройств организма, депрессий, стрессов - это своеобразные «завалы». Психозондирование (психосемантический анализ) позволяет выявить скрытую в подсознании информацию, являющуюся их причиной. А психокоррекция «разбирает» эти «завалы», активизируя психические и физические возможностиорганизма, которые тот не использует в своем обычном состоянии. Мы разработали несколько видов психокоррекции. Есть психокоррекция превентивная, упреждающая. И есть интенсивная. Она используется для лечения либо тяжелой психиатрии, либо наркомании. Как выглядят эти методы в работе?Все чем мы занимаемся - основано на неосознаваемых компонентах. Психозондирование - это компьютерная программа, в основу которой положен метод кодирования речи с сохранением ее смыслового содержания. С помощью нее мы можем получить точные ответы на необходимые вопросы, а если надо, то и психологический портрет пациента. Выглядит это просто. Человек сидит перед монитором компьютера, на котором мелькают цифры. Все, что он делает - нажимает на клавишу.
На самом деле, цифры, появляющиеся на экране, наложены на семантические символы - слова или фразы. Таким образом, человек не осознает, что отвечает на вопросы. Но мозг на происходящее реагирует очень четко. Процедура занимает от нескольких минут до получаса. И за это время можно получить объем информации, на который у психоаналитика уходит несколько месяцев? Именно. Психозондирование на сегодняшний день является наиболее точным инструментом исследования психической деятельности человека. А задача психокоррекции - скорректировать внутреннюю картину мира пациента, инициировать у него состояние и поведение, адекватное среде и ситуации, нежелательные моменты. Осуществляется психоррекция с помощью фабул, разработанных по результатам психодиагностики индивидуально для каждого пациента.
Для чего нужны фабулы?Многое в психотехнологии основано на нейролингвистике - программировании с помощью специально построенных языковых конструкций - суггестивных фабул. Как известно, слово содержит не только физический компонент, но и психический. Отсюда - психолингвистика и психосемантика. Поэтому я любое слово могу сказать с двадцатью девятью интонациями. Например?Например, « солнышко» или « лапочка» можно произнести так, что волосы дыбом встанут. Фактически, с помощью фабулы, мы вводим в подсознание, минуя сознание, закодированное сообщение, которое декодируется мозгом и принимается к исполнению.
На фото: так выглядит слово "покой".Существует несколько правил разработки фабул. Во-первых, фабула обязательно должна быть составлена на родном языке пациента. К нам за помощью всегда обращается много иностранцев, и при составлении фабул мы для всех ищем непосредственных носителей языков и диалектов, учитываем менталитет и вероисповедание. Во-вторых, фабула должна быть неосознаваемая. Если она будет осознаваемой, включится контроль сознания. Это неизбежно. Сознание всегда выступает как цензор, как корректор. Такова защитная реакция мозга. Травмирующую информацию он вытесняет в подсознание, где она становится табуированной для человека, но продолжает существовать, провоцируя различные заболевания, в том числе, смертельные. И никаким образом, кроме как методами Смирнова, извлечь ее оттуда нельзя: ни с помощью полиграфа, ни введением пациента в гипнотический транс, ни с помощью психофармакологического воздействия, ни методами психоанализа. Нам эта информация нужна для последующей психокоррекции, с помощью которой ее можно либо убрать из подсознания, либо сделать незначимой, безболезненной для человека. Вообще, составление фабулы - процесс трудоемкий и ответственный. Мелочей здесь нет и быть не может. Некорректно разработанная фабула способна нанести человеку непоправимый вред. Но пациент об этом не подозревает. Он прослушивает диск, на который они записаны, но слышит только музыку или акустический шум, и все.
В основе психокоррекции лежит корректировка (перегруппировка) психосемантических элементов, приводящих к изменению суггестивной парадигмы. А сутью суггестивной парадигмы по Смирнову является «ядро личности - образ _Я_ - во всей многомерности его отношений с окружающими реалиями». То есть, посредством психокоррекции мозг начинает справляться с существующими в организме проблемами сам?И это оптимальное из возможных решений, потому что лучшего врача, чем собственный организм найти невозможно. В этом заключается существенная разница между лекарственной терапией и психокоррекцией. Но хочу предостеречь: к сожалению, есть такие доморощенные психологи, как правило, с нелепыми дипломами, типа Нью-Йоркской академии… Они говорят, что для преодоления какой-либо проблемы необходимо пережить ее заново, и тогда она разрешится. Полная ерунда. Ни в коем случае нельзя этого делать. Если мозг вытеснил информацию, не нам с ним тягаться! Как правило, результат подобных экспериментов - тяжелейшая депрессия. Человеческая психика чрезвычайно хрупка, разрушить ее ничего не стоит.
При каких заболеваниях может помочь психокоррекция?В первую очередь, при психосоматических. Если исключить вирусные инфекции, а также болезни, связанные с механическими и химическими повреждениями - все остальные, около 70% заболеваний, носят психосоматический характер. Тем или иным образом они представлены в нашей психике. Хотя, бывают и исключения. Например, язва желудка чаще всего возникает на нервной почве, но может появиться и при химическом или механическом воздействии. Диагноз один, а причины возникновения заболевания разные. Кроме того, нам удается бороться с болезнями, которые до сих пор считаются неизлечимыми, например, с эпилепсией.
Эпилепсия - агрессивная болезнь. Характеризуется избыточным возбуждением нейронов коры головного мозга. Развивается экспансивно, постепенно захватывая все новые участки.В наш Центр обращается много людей с эпилепсией, с эписиндромом, и мы с ними успешно работаем, если нет серьезной органики. Психокоррекция позволяет полностью справиться с этой проблемой без лекарств. У любой болезни всегда есть свои корни, свои причины. Например, астма - это чистейшая психосоматика. Она, как правило, возникает на фоне пневмонии или бронхита. Но пневмониями и бронхитами болеет тьма людей, а астма появляется далеко не у всех. Для того чтобы возникла астма, должна произойти патологическая фиксация. Что это значит?
Во время пневмонии или бронхита нередко возникает затрудненное дыхание с приступами гипоксии или удушья. И вот если в это время произойдет патологическая фиксация - у человека обязательно разовьется астма. Если фиксации не будет - не будет и астмы. Заболевший вылечится и все. То есть в большинстве случаев появления психосоматических болячек обязательно происходит патологическая фиксация человека на чем-либо. В случае с астмой пример такой: у нас была очаровательная пациентка, женщина с тридцатилетним стажем бронхиальной астмы. Естественно, у нее была аллергия на шерсть домашних животных. Она лечилась в различных клиниках, испытала на себе все, включая гормональные, препараты. Ничто не помогало. После лечения у нас астма у пациентки исчезла. И она исполнила свою мечту - взяла в дом собаку.
Сколько времени потребовалось для достижения такого результата?Нам потребовалось всего полтора месяца. Уже в первой беседе мы нашли причину заболевания и поняли, когда и на чем произошла фиксация. Естественно на фоне пневмонии, это стандартно. Но здесь оказалась такая ситуация: когда наша пациентка была ребенком, ее родители - молодые ученые, полностью поглощенные научной деятельностью - делегировали воспитание дочери бабушке и дедушке. А бабушка там авторитарная. Но когда ребенок болел - можно было - все лишь бы в радость. Вот на этом патологическая фиксация болезненного состояния и произошла. Дети ведь чрезвычайно умны. Пациентка в детстве зафиксировала симптомы болезни как выгодные для себя.Конечно. И потом она так от трудностей отгораживалась. Это своеобразный способ защиты от реальности, очень распространенный. Кто-то уходит в алкоголь, кто-то в болезнь. А проблемы, если их не решать, наслаиваются, создавая иллюзию безвыходности. Поэтому Игорь Викторович всегда говорил: «Мы лечим не болезнь, а больного». Мы разработали соответствующую фабулу, и астма прошла. Без лекарств?Без лекарств. И сейчас наша бывшая пациентка не пользуется никакими препаратами. Я работаю с человеческим мозгом много лет, но не перестаю удивляться его уникальности. И я уверена, если мозгу полностью доверять, он, зная возможности организма, может справиться со многими неприятностями наиболее щадящим для нас способом.
Елена Григорьевна, а были в Вашей практике случаи, когда результаты лечения превзошли ожидания?У меня есть пациент, молодой человек, которому был поставлен диагноз « шизофрения и гиперкинезы неясного генеза». Кроме того, у него наблюдалась сосудистая патология; неконтролируемые, как при детском церебральном параличе, движения и жуткий дефицит веса при росте около 190 см. Юноше прописали массу психотропных препаратов. А при патологии как у него, они не очень желательны - плохо действуют на сосуды, могут вызывать еще большее возбуждение. Но, к сожалению, на это не всегда обращают внимание. У парня оказался колоссальный гипоксический очаг в левом полушарии мозга. Нарушение кровообращения провоцировало кислородное голодание тканей, и развитие патологии могло закончиться трагически. В период психокоррекции пациент проходил стандартные обследования, в частности, электроэнцефалографическое, УЗИ сосудов головного мозга. В настоящее время все показатели, по которым у него наблюдались патологические отклонения - в норме. Вес тоже пришел в соответствие с ростом - увеличился на 18 кг. А психического расстройства, к счастью, не оказалось - скорее, очень нестандартно выраженное, протестное поведение.
Онкологические болезни тоже относятся к психосоматическим?Отчасти. Не без оснований рак называют болезнью обид и печали. На сегодняшний день, мы можем говорить о том, что возможно купировать болевой синдром (так как боль - явление психическое) и нормализовать психоэмоциональное состояние больного. Наши пациенты этого профиля, как правило, не используют наркосодержащих обезболивающих препаратов и не испытывают паники в связи со своим диагнозом. Игорь Викторович говорил, что у американцев, уделявших значительное внимание изучениюболи, существует около семидесяти характеристик этого феномена. Он собирается исследовать возможности контроля человеком болевой чувствительности. А где еще находят применение психотехнологии?
Ещё раз напомню, что Игорь Викторович Смирнов, будучи врачом, разрабатывал психотехнологиидля нелекарственного лечения. Но вспомогательная составляющая психотехнологий - психодиагностика или психозондированиеимеет и другие прикладные направления. В настоящее время психозондирование используют кадровые службы при приеме на работу, службы безопасности различных структур, правоохранительные органы, некоторые подразделения «силовых» ведомств. С помощью психотехнологий можно корректировать состояние человека с целью психопрофилактики: повысить стрессоустойчивость, уверенность в собственных силах; снизить тревожность; снять напряжение; ускорить обучение конкретным навыкам, языкам; оптимизировать состояние, при котором возможно достижение высоких спортивных результатов.
Например, в 1979 году, за год до Олимпийских игр в Москве, перед коллективом Смирнова была поставлена задача оптимизировать состояние наших спортсменов для достижения высоких результатов. В рамках этой задачи был разработан и запатентован метод повышения работоспособности и оптимизации состояния здорового человека, в частности спортсменов. При использовании методики, наряду с улучшением общего психосоматического состояния, резко повышается работоспособность. Все атлеты, с которыми мы работали, стали «золотыми» медалистами Олимпиады-80. В прошлом, 2008 году, перед Олимпиадой в Пекине про нас вспомнили. Но из-за дефицита времени - до Олимпийских игр оставалось всего полтора месяца - мы взяли только одну спортсменку. Она стала олимпийской чемпионкой. Как я уже сказала, с помощью психотехнологий можно купировать боль, управлять ею. У нас есть опыт по снятию болевых синдромов, фантомных болей у людей, служивших в «горячих точках». А можно купировать массовые беспорядки, панические реакции, снижать уровень агрессии, тревоги.
Судя по проблемам, с которыми сталкивается в последние годы мировое сообщество,потребность в психотехнологиях будет только возрастать. А может ли человек сам взаимодействовать со своим бессознательным?Есть способы медитации, позволяющие человеку раскрепоститься. В этих методиках содержится рациональное зерно и при грамотном подходе они довольно эффективны. Но владеют этим искусством очень немногие. Слишком сложный процесс, требующий большой самоотдачи, сосредоточенности и терпения. Да, давно замечено, что люди, занимающиеся восточными практиками и использующие методы достижения измененных состояний сознания, выглядят гораздо моложе своего биологического возраста. Чем они занимаются, по сути? Самосовершенствованием. Но, любой человек, занятый тем, чем ему нравится, выглядит лучше, чем выполняющий нелюбимую работу. Каждый живущий в гармонии с собой, как правило, ощущает себя счастливым. А счастливый человек молод по определению и живет долго. Нельзя игнорировать тот факт, что в основе физического здоровья - здоровье нравственное. От воспитания многое зависит. Образование оказывает влияние на качество жизни, но все-равно оно вторично. Можно иметь десять дипломов и быть крайне проблемным человеком. И можно не иметь ни одного диплома - с чем мы часто сталкиваемся, когда к нам приезжают люди из глубинки - а быть аристократом духа. Настолько эти люди цельные… С ними так интересно… Просто диву даешься! Интеллигентность - всегда приобретенное качество. Врожденным может быть аристократизм. Он либо есть, либо нет. А знаете, раз уж мы коснулись образования, какая образовательная система была признана оптимальной из когда-либо существовавших в мире?
Какая?
В 80-х годах, теперь уже прошлого века, американцы решили (по моему мнению, абсолютно обоснованно), что их система образования никуда не годится. И они проанализировали все существующие, а заодно и существовавшие ранее, системы образования.
И какая оказалось лучшей?
Система Царскосельского Лицея. Что не удивительно. В свое время в нее были заложены лучшие идеи эпохи Просвещения. Я уверена, что интеллект нации определяется, прежде всего, языком. Богаче русского языка - по нюансам, оттенкам - нет. Например, слово, которым мы постоянно пользуемся - подушка. Вдумайтесь в смысл, в семантику этого слова. Это то, что мы кладем под ушко. Не просто под ухо, под ушко! Это и есть психолингвистика, психосемантика. К тому же, только в русском языке можно найти: «с миру по нитке - голому рубашка», «сам погибай, а товарища выручай». Так и было. В России всем миром строились, всем миром выживали. Обидно, что сейчас русский язык корёжат, забывают, вытесняют, а вместе с ним и культуру, и традиции.
Любого человека (нацию, государство), можно представить в виде дерева: крона, листва - будущее, ствол - настоящее, корни - прошлое. Опадает листва - появляется новая. Сломан ствол - все равно дерево живо, благодаря корням, а значит, даст новые ростки. А если подрубить корни? Вот тогда не будет ни настоящего, ни будущего. Сильна только та нация, которая бережно хранит свои корни! Но у русского народа очень глубокие исторические корни. И благодаря своим корням, своей мощной культуре, Россия выживет, обязательно.
Вы сказали, что внутренняя гармония продлевает жизнь. А насколько важно влияние окружающей среды на психику человека?
Кстати, Игорь Викторович Смирнов является основателем нового научного направления - психоэкологии. Что такое экология - знают все - это взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Но, как правило, всегда рассматривалось влияние среды на физическое состояние живых объектов, а исследований воздействия окружающей среды на психику человека не было. Смирнов же считал, что изучать это крайне важно, так как жизнь - это информационный процесс. Информация окружает нас с самого первого вдоха. Наше развитие происходит через научение - то есть, через передачу информации. Мы каждую секунду получаем информацию, усваиваем её, перерабатываем, передаем, обмениваемся. И с этой точки зрения человек - тоже информационная система. Но почему-то воздействие окружающей информационной среды на психику нигде до Смирнова не рассматривалось. А влияние это колоссально!
Какую роль на здоровье человека, на его психику оказывает знание о неизбежности смерти?
На эту тему размышляли многие мыслители. Из отечественных - Федоров, Бехтерев, Вернадский. У меня в домашней библиотеке есть трактат Радищева « О человеке, его смертности и бессмертии». Очень интересная работа. Я прочла ее с непередаваемым удовольствием. Как Вы относитесь к затронутым в ней темам?
Александр Николаевич поднял основополагающие, и в тоже время очень деликатные вопросы человеческого бытия. Они и теперь, два столетия спустя, еще требуют глубокого, всестороннего осмысления. Но что особенно вдохновляет - это вера Радищева в человека, которого он считал венцом творения. Он полагал, что несовершенство физической организации неминуемо побуждает человека к развитию, которое, благодаря его творческой природе - беспредельно. Помните: " …особое свойство человека - беспредельная возможность совершенствоваться». Звучит оптимистично.
Прогресс в молекулярной биологии серьезно повлиял на геронтологию - науку о старении. Сегодня в изучении механизмов старения и в поиске средств его замедления принимают участие ученых из разных научных областей. И здесь не могу не процитировать доктора Смирнова: «…поскольку высшей управляющей системой в живом организме являетсяпсихика, то, искусственно изменяя суггестивную парадигму, можно управлять не только комплексом верований, убеждений и представлений, но и соматическими процессами». А можно с помощью изменения суггестивной парадигмы тормозить процесс старения? Исходя из постулата, что высшей управляющей системой в живом организме является психика, исследовать надо именно психические процессы...
Вот и самый знаменитый отечественный физиолог Иван Петрович Павлов перед смертью произнес: « В сущности, единственное, что нас интересует в жизни - наше психическое содержание».Возможно, именно благодаря познанию психических процессов, будут найдены ответы на самые острые вопросы. Но пока их гораздо больше, чем ответов. Игорь Викторович считал, что мы только приоткрыли дверь в неизведанное.
Но сам он, видимо, остро чувствовал, что наука стоит на пороге открытий, которые приведут к глобальным переменам не только в обществе, экономике, культуре, но, прежде всего, в самом человеке.
Так и будет. Вопрос в том, готово ли человечество к таким открытиям. Например, за последние 6 - 7 лет нашей совместной работы со учеными из других областей науки выявились чрезвычайно интересные вещи. В частности, у людей с различными расстройствами психики фиксируются определённые изменения в биохимии крови. Можно ли считать это закономерностью? Что первично и что вторично? Нужны фундаментальные исследования. Но государство молчит. А в США, Европе, Корее, Японии исследования психики обретают второе дыхание в США, Европе, Корее, Японии.
Да, нейрофизиология развивается очень быстро. Не так давно появилась информация о разработке группой ученых из Университетского колледжа Лондона, Оксфордского и Кембриджского университетов, а так же Института когнитивных проблем и нейрофизиологии им. Макса Планка методики, позволяющей посредством сканированиямозга и последующего компьютерного анализа «считывать» намерения человека до того, как он воплотил их в жизнь. И неминуемо встает вопрос об этичности использования таких разработок.
В 2002 году режиссер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) снял фантастический боевик "Особое мнение" ("Minority Report"), в котором показал, к чему может привести бесконтрольное использование подобных методов.
А философ Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) в своих работах «Великий разрыв» и «Наше постчеловеческое будущее» (Последствия биотехнологической революции) размышляет о том «как наше понимание формируется под влиянием новой экспериментальной информации из таких областей, как этология, эволюционная биология икогнитивная неврология» и приходит к выводу, что «наука и технология, которые порождают современный мир, сами по себе являются ключевыми уязвимыми точками цивилизации» и поэтому возникает «необходимость большего политического контроля за применением науки и техники».
Кстати, в СМИ Игоря Викторовича часто называли «отцом психотронного оружия». Но если вдуматься, действительно, психотехнологии можно рассматривать как средство двойного назначения. Можно применить по медицинским показаниям, а можно в менее гуманных целях.
Психотехнологии не исключение… И атомную энергию, и скальпель, и многое другое можно использовать для достижения противоположных целей. Смирнов, как никто, понимал это. Именно поэтому мы в свое время приняли предложение войти в состав Экспертного Совета Комитета Государственной Думы по безопасности и так много времени и сил отдали разработке "Закона об информационно-психологической безопасности". К сожалению, Госдумой он так и не был принят. Для сравнения: в США действует около 2000 законов и нормативных актов в этой области.
Игорь Викторович считал, что революция в ПК рано или поздно приведет к созданию интегрального интеллекта - человеко-компьютерных систем. В своих работах «Психотехнологии» и «Психоэкология» он писал о третьем направлении своих разработок - психообратной связи (psychofeedback, mental feedback ), при которой возникает замкнутая система - человек-машина.
Это соотносится с его идеей Семантического резонатора. Какие планы он связывал с этим проектом? Какова его судьба? Основная идея Семантического резонатора - максимальное использование возможностей человеческой психики.
Сам автор видел это так: «С научной и с практической точек зрения семантический резонатор предполагает дать возможность человеку через посредство своего сознания, то есть волевым произвольным путем резко увеличить способности самоуправления и получить доступ к зонам памяти, недоступным обычно: блокаде болевой чувствительности, морфогенезу в ранах, восстановлению соматических поражений, мгновенному счету и экстренной глобальной памяти и многому другому». Серьезная заявка на рывок в будущее. На момент написания «Психоэкологии» были разработаны сложные алгоритмы, которые должны были лечь в основу системы.Лет десять назад во время вечерней прогулки с собакой муж стал так хитро на меня поглядывать. Поскольку и мыслили и чувствовали мы одинаково, я сказала - ну, вот и резонатор готов! Муж ответил - очаровательный детский четырехтактный резонатор! Алгоритмически система основывается на явлении киндлинга - раскачки клеток головного мозга, и на некоторых других проявлениях мозговой деятельности. Разработки, конечно, есть. Используется фрагмент семантического резонатора. Закончить его мы не могли из-за отсутствия необходимого для этого суперкомпьютера с высокой производительностью. Чтобы сделать это, нам нужен, как минимум, «ONYX». После развала Союза науку, к сожалению, до сих пор приходится «делать на коленке». Елена Григорьевна, каким Вам представляется будущее психотехнологий? Удастся ли человечеству когда-нибудь получить прямой доступ к скрытым резервам психики? Не "потеряет" ли человек голову от открывающихся перед ним перспектив?
Хочется быть оптимистом. Удастся ли человечеству получить прямой доступ к скрытым резервам психики? Психокоррекция доктора Смирнова и есть прямой доступ к резервам психики. Смирновым запатентовано более 20 изобретений в этой области. Четыре из них до сих пор не имеют аналогов в мире. А путь первопроходцев всегда тернист. Вспомните знаменитого Николу Тесла ( Nikola Tesla ), пионера в области электротехники. Многие считали его чудаком и фантазёром. Но Гульельмо Маркони ( Guglielmo Marchese Marcoi), укравший часть его изобретений, стал, тем не менее, лауреатом Нобелевской премии.
И только через полвека после смерти блистательного исследователя начинают вспоминать о его неоценимом вкладе в развитие науки. Лазер, электросон, электроанальгезия в медицине - появились благодаря исследованиям Николы Тесла, радиовещание, телевидение - тоже, благодаря Тесла, и телефонные скремблеры, и даже, ставшие привычными на кухне, микроволновые печи. Я не хочу такой участи для разработок доктора Смирнова. Развитие психотехнологий Смирнова позволит людям не только избавиться от многих психических и физических недугов, но и стать абсолютно здоровыми. Разве этого мало?
|