Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Гипотезы о природе телепатии и ясновидения в свете современных представлений в области информатики

В.М.Бернштейн

Гипотезы о сущности какого-либо явления сводятся к отождествлению его с моделью
или с другим явлением, которое представляется "ясным", "понятным" или
основополагающим, т.е. неподдающимся уточнению. Естественно, что понятие об
основополагающем явлении связано с уровнем знаний в данный период: по мере увеличения
знаний об этом явлении оно расшифровывается и, соответственно, меняется базовое,
основополагающее явление. Примером может служить эволюция наших представлений о
строении материи. В связи с изложенным, использовать при рассмотрении паранормальных
явлений гипотезы, основываясь на идеях античных философов [1] или на эзотерических
представлениях ученых Древнего Востока - неразумно, учитывая прогресс в области
кибернетики, в получении, хранении, и обработке информации.
На уровне знаний древних понятие "сознание" являлось основополагающим, моделью
служило сознание человека, не поддающееся объяснению. Сегодня, с учетом теоретических
исследований и опытных данных, понятию "сознание", "разум" соответствует вполне
определенная модель - вычислительная машина. В связи с этим, когда выдвигаются
гипотезы, что земля, электрон, физический вакуум, субстанции, соответствующие
"астральным телам", имеют "сознание" [2,3,4], надо иметь в виду, что эти образования
должны включать, элементы, функционально соответствующие деталям и сложнейшим
узлам вычислительной техники, причем необходимым образом "смонтированным" и
запрограммированным.
Отметим заблуждение, что каждая точка голограммы содержит информацию всей
голограммы [4]. Это создает иллюзию, что хранение информации не требует материальных
структур [5].
И тем не менее, ряд аномальных явлений - такие как, ясновидение, феномены,
связанные со спиритизмом и ряд других, - указывают на существование вне человека
информационного поля и управляющего его деятельностью разума. Ранее нами приводилась
гипотеза, которая не имела отмеченных трудностей. Роль информационного поля и "высшего
разума" выполняет коллективный разум живых организмов, в случае человека -
коллективное подсознание, объединяющее на разных уровнях подсознание отдельных
индивидуумов по родственным, территориальным и другим признакам [6,7].
Телепатия представляется наиболее легко объяснимой из аномальных явлений.
Предполагается, что моделью является радиосвязь. Однако анализ этого феномена выявляет
трудности, которые указывают на участие в этом процессе информационного поля, притом в
предложенной нами интерпретации
В различных теориях передачи телепатической информации, в основном, проводится
поиск материального носителя информации [8,3]. При этом рассматривают две проблемы, сопутствующие телепатической передаче информации: результаты практически не зависят
от расстояния и экранирования. Между тем при анализе телепатической связи возникают и
другие серьезные проблемы: если мощность сигнала слабо зависит от расстояния, то
индивидуум, воспринимающий информацию - перцепиент, одновременно принимает
сигналы миллионов индукторов. Каким же образом перцепиент отсеивает "помехи" и
настраивается на определенного индуктора?
Мы исходим из предположения, что сигналы, несущие информацию различных
индукторов, принципиально не отличаются. Различно лишь содержание сообщения, которое
включает особенности индуктора. Эти особенности обусловлены его внешним видом,
голосом, связями с другими людьми, его деятельностью, родственными связями и т.п.Именно на эти особенности настраивается перцепиент сознательно или подсознательно.
Значение настройки именно перцепиента на индуктора, а не наоборот, подтверждается,
в частности, в экспериментах, при которых индуктор настраивался на одного из группы
перцепиентов [9], а также в сеансах массового или группового внушения, при которых имеет
место телепатическое воздействие.
Мы не видим другого объяснения механизма настройки. При этом трудно представить
объем памяти и быстродействие вычислительной машины, которая перебирает сообщения
миллионов индукторов, даже с использованием программ, выделяющих более подходящие
группы. В соответствии с изложенной теорией перцепиент запрашивает коллективное
подсознание и находит индуктора. Процесс связи с подсознанием индуктора может
проходить не непосредственно, а через коллективный разум, - находит объяснение
независимость результатов от расстояния: имеет место своего рода ретрансляция.
Рассмотрим ясновидение, при котором экстрасенс получает информацию о событии в
прошедшем или настоящем. Часто это событие зафиксировано в подсознании индивидуума,
входящего в коллективный разум. Как и в случае телепатии, подсознание экстрасенса делает
запрос, ориентируясь на известные ему признаки. В случае смерти индивидуума, входящее в
его подсознание информация может перейти к живущим.
Случаи предвидения будущего не подходят к данной схеме. Можно предположить, что
имеют место два варианта: коллективный разум, обладая огромной информацией, делает
прогноз или, что должно вызывать опасение, подсознание экстрасенса программирует
коллективный разум.
Литература
1. Московский А.В. Платон, Флоренский и современная наука. "Сознание и физическая реальность", т.1, N 1-2,
1996, с.33-41.
2. Фомин Ю.А. Познание тайны М. 1995.
3. Шипов Г.И. Теория физического вакуума НТ-Центр М. 1993.
4. Жвирблис В.Е. Материя и сознание в модели вложенных миров. "Сознание и физическая реальность", т.1,
N1-2, 1996, с.55-59.
5. Красавина Н.Н., Дагунов В.Г. Принципы голографии и ее использование для построения голографических
запоминающих устройств. ОНТИ, вып.52 М. 1978.
6. Бернштейн В.М. Аномальные явления как результат деятельности коллективного разума. Материалы III
Томской международной междисциплинарной научно-технической школы-семинара. ч.1 Томск, 1992. с.9-
18.
7. Бернштейн В.М. Концепция функционирования коллективного разума живых организмов. "Парапсихология
и психофизика" N 4(20), 1995. с.21-31.
8. Коган И.М. Прикладная теория информации. М., "Радио и связь", 1981.
9. Бернштейн В.М. Бесприборное определение механизма телепатической передачи. "Парапсихология в СССР",
N 2(4), 1992. с.21-24.
Бернштейн Виталий Моисеевич - канд. техн. наук.
113209, Москва, Болотниковская 38-1-23, т. 121-49-18

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=10558