Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Ямабуси - горные отшельники

Горные отшельники «ямабуси» появились на просторах Японии в VIII в период правления Нара. Периоды правления в Японии принято называть с приходом каждого нового императора. По приблизительным подсчётам всего их было, начиная от самого первого мистического императора Дзимму (11 февраля, праздник День основания государства) до нынешнего императора Японии Акихито, 125 человек. 

Именно период Нара (VIII век) можно считать отправной точкой в истории современной Японии. Как раз тогда появляются первые «исторические свитки» с мифами и легендами, песнями и баснями о былом Японии. Названные в последствии как исторические хроники «Кодзики» и «Нихонги» (Нихон сёки). В этот период буддизм стал «гос. стандартом» в выборе религии, развитие и направление граждан. Из-за необычайной популярности идей буддизма, многие люди стремились стать буддийскими послушниками (монахами). На тот момент буддийские монахи не обладали боевыми навыками. Им не приходилось враждовать друг с другом и отстаивать свои верования. У монаха был дом, пища, защита государства, почёт, работа постольку по скольку... одним словом привилегированный класс находясь в котором можно было не волноваться за завтрашний день. Но тут же надо сразу оговорится, что подобная «лафа» продлилась не долго где-то 1-2 века (~100 - 200 лет). Дальше было разделение, гонение, реструктуризация, преобразования и в тому же духе.

Откуда же появились тогда эти ямабуси, если всё так было хорошо? Из-за необычайной популярности буддизма. Что бы стать буддийским монахом нужно было пройти конкурс, при котором тебя должны были выбрать. Как проходил этот конкурс сказать сложно, но многие искренне верующие люди не проходили его. И вот эти не прошедшие отбор люди уходили в горы, в леса для того чтобы вести аскетический образ жизни. Проводя почти всё время в «самоистязание» (аскезе) и чтение мантры (священный гимн, молитва) или сутры (высказывания, изречения Будды). Ещё в древности существовали люди аскеты, которые практиковали духовные практики (аскеза): самоограничение, самоотвержение, самоистязание... Через подобные «испытания прошёл сам Будда.

Делалось это конечно же не с бескорыстной целью (а следуя психологии бескорыстных поступков не существует вообще). Основной задачей или можно даже сказать главным призом, для человека прошедшего аскезу становилось духовное просвещение или получение сверхъестественной силы. В теории они получали и то и другое становясь при этом «земными буддами», на практике существуют легенды, «гора» трупов и шиш. 

Аскезы делились на аскезы воды и асезы огня. Вот к примеру одна из древних легенд гласила (описываю приблизительно ибо ..... ):
Жил один юноша и решил он стать аскетом (Человека стремящегося к просвещению Будды называют Ботхисаттва). Забрался он на вершину горы, зашёл в саму чащу. Лёг на траву и лежал читая про себя манту/сутры, без питья, еды и даже не шевелясь в течение нескольких дней под палящим солнцем, проливным дождём. А тем временем по его телу ползали насекомые, жалили пчелы и т.д. Доведя себя почти до смерти, боги услышав ему мантру/сутры и глядя на ему муки страдания сжалились над ним и послали ему знак, что бы он прекращал это. Получив сей знак юноша тут же вскочил на ноги и побежал в глубь леса. Но и этого ему было мало. Он дал обед, что в течение ~20 дней просидит у подножья водопада, и не сойдёт с места. Нашёл водопад и сев под него, что бы потоки воды ему падали на голову, плечи, ноги. Сел в позу лотоса и стал читать манту прославляя одного из богов. И опять без еды и воды. День сидел, два сидел, уже почти неделю сидел... как вдруг его жизненная сила начала угасать. Глядя на всё это младшие боги не выдержали и спустились с небес, что бы спасти его. Спасли, вроде всё нормально, но как только он пришёл в себя. Он оттолкнул спасителей и снова под водопад. Спустя несколько дней снова его жизненные силы угасают. Его опять спасают, только уже со словами, мол прекращай все уже поняли какой ты хороший и т.п. Но нет наш аскет снова их отталкивает и возвращается под водопад. Уже на этот раз он досидел до конца. И за это он получил возможность бегать быстрее всех, слышать дальше всех, видеть за несколько вёрст, а из-за того, что он проходил аскезу водой , то для от получил ещё и неуязвимость от воды. Вода стала его стихией.

Вдохновлённые мифами и легендами люди решали испытывать себя разными аскезами. Но учебников, книжек, пособий, видео уроков и даже учителей, наставников по аскезам тогда не было, по крайней мере в Японии 8 века. Вот каждый из них собственно и придумывал себе уникальные комплексы «самоистязаний». Начиная от безобидных сидения в позе лотоса на вершине горы и медитируя, вскарабкивание на горы без страховки (её просто тогда не было), до повторения подвигов сидения под водопадом, баловство с огнём и т.д. при этом отказ от еды и воды + чтение мантр/сутр. Средне статистический «ямабуси» решивший заняться аскезой жил не долго. Человек без еды и воды максимум живёт 3-4 дня, сидение под водопадом вызывает отёк мозга, находясь высоко в горах отёк лёгких (Из-за чего существует пословица у японцев: «Кто ни разу в жизни не поднимался на вершину Фудзи, тот дурак. Но кто вздумал сделать это дважды, тот дважды дурак...»), а игры со гнём и так всем известно, что оканчиваются плачевно. 

Cмертность среди людей назвавшимися ямабуси была велика, кроме этого они не приносили пользу государству. Владыка посчитал, что это не порядок и начались гонения на ямабуси. Но они как-то смогли выжить и их учение которое получило название Сюгэндо «живо» по сей день. Сейчас его принято относить к разновидности эзотерического буддизма.

В 9 веке были основаны две школы, которые существует по сей день. Тэндай объединяет в себя около 4 тысяч храмов по всему миру, «Tendai Buddhist Institute» (какое-то учреждение в Америке) и Сингон. От этих школ ещё произошли ответвления такие как Нитирэн в основе которой лежит чтение сутры Лотоса (оригинал) известной как Сутра Белого Лотоса Высшего Закона.

 

Сутра Белого Лотоса Высшего Закона

Оставшиеся в живых ямабуси «превращались» в шаманов того времени обладающими магическими способностями, навыками врачевания и даже умением предсказывать. В последствии и боевыми искусствами, навыками маскировки. Из-за чего они являлись одними из предвестниками ниндзюцу и их учение возымело место в философии ниндзя. Известно, что ямабуси были даже советниками при дворе. Так же в японской мифологии есть упоминание о Ямабуси Тэнгу , живущих в горах и сталкивающих путников вниз. Хотя современные ямабуси, а вернее последователи Сюгэндо и называющиеся себя Сюйгецу уже ни те, что были вначале, но и им тоже приходиться проходить аскезу. Уже сейчас известно, что они получают шиш так за чем же себя так истязать, ради чего они подвергают себя лишениям?

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=10248