Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
МАСТЕР О ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЕ
(по материалам, любезно предоставленным Гао Чжуанфэем) Введение Тайцзи-цюань (ТЦ) - драгоценная часть китайской культуры и один из видов воинского искусства. В нем сочетается взращивание жизни ( яншэн ) и технические удары ( цзицзи ), разъединять их нельзя. Он позволяет брать энергию от неба и земли, образуя единство человека с окружающим миром, соединяя мышление, движения и позы в единую гармонию. В этой системе дух, мысль, энергия и усилие (шэнь, и, ци, цзинь) пронизывают друг друга и возникают пути усилия-цзинь: преобразование ( хуа ), захват ( на ), выпуск ( фа ) и удар ( да ) при условии смягчения ( жоухуа ) и равновесия ( пинхэнь ) - это основные принципы перемещений в китайских гимнастиках. В движениях постоянно используются свойства инь-ян: в инь есть ян, в ян есть инь, инь и ян - основа друг для друга, опираются на инь - охватывают ян, таков диалектический подход. Моделью циркуляции служит схеме великого предела ( тайцзи-ту ), отсюда и название. ТЦ не только двоичная система, но, что более важно, в нем используется троичная система по Книге великой тайны ( тай сюань ) с троичным временем-пространством. ТЦ - не только движения внешней формы, где главное - мягкость. Ключ в нем - изменение функций каналов и точек в теле, что позволяет всё в теле связать воедино, но и ощущать внешний мир. В этом его отличие от других гимнастик, где главное - использование энергии форменного тела. Что приводит к большому ее расходу. В спорте человек с силой опирается на землю, они противостоят друг другу, а в ТЦ тело соединяется с землей, заимствуя у нее энергию для движения тела. Это достигается только изменением функций точек и каналов. В ТЦ важнее информационные потоки, чем материальные потоки форменного тела. Только прохождение информационных потоков, их упорядоченность и гармоничность, могут создать единство и гармонию в форменном теле без пустых трат энергии. В этом неоспоримое преимущество тайцзи-цюаня. Связи тела и информации следующие.
Только так можно органически соединить потоки информации и материи для изменяющихся движений. - 14.6.1995. Тайцзи-цюань и "Нэйцзин" Тайцзи-цюань (ТЦ) - проявление традиционной китайской культуры, а "Трактат о внутреннем" ("Нэйцзин"), приписываемый Желтому императору (Хуанди), - самый ранний медицинский трактат в Китае, описывающий, в частности, связь человека с природой, энергетические каналы и пр. Здесь объединены знания, известные задолго до написания. В дошедшем до нас варианте видно влияние даосизма, Лао-цзы и Чжуан-цзы. ТЦ и "Нэйцзин" используют понятия об инь-ян, соединении "неба" и человека и пр., поскольку и там, и там речь идет о человеке. Вот примеры из трактата, где император Желтый (Хуанди) задает вопросы, а отвечает Сибо. Сибо говорит: Говоря о Небе, ищут его основу, говоря о Земле, ищут место на ней, говоря о человеке, ищут обмен энергией в нем. Император спрашивает: Что такое обмен энергией? Сибо отвечает: вверху и внизу ее место, а обменивается энергия в центре, и - человек живет. Поэтому сказано: небесная ось наверху его - небесная энергия главенствует над ним, небесная ось внизу его - земная энергия главенствует над ним, разделяются обменивающиеся энергии - энергия человека следует этому и тьма вещей исходит из этого. Император спрашивает: Как происходят эти подъемы и опускания? Сибо отвечает: Подъем завершится - и опускание, опускающееся - небесное. Опускание завершится - и подъем, поднимающееся - земное. Небесная энергия опускается вниз - энергия течет в землю, земная энергия поднимается вверх - энергия вздымается в небо. Поэтому высокое и низкое друг друга призывают, подъем и спуск - друг другу причина, вызывающая изменения. Т.о. энергия в человеке обменивается в зависимости от энергий неба и земли, центром обмана служат точки "небесная ось" (тяньшу, полостные точки, сисюэ, толстой кишки на меридиане желудка слева и справа от пупка). Сказанное позволяет понять выражение "небо и человек объединяются воедино". В теории ТЦ сказано: "сердцем ведут мысль, мыслью ведут энергию (ци), энергией ведут тело по циклу". Так образуется совершенный порядок в системе сердце (душа) - мысль - энергия - усилие-цзинь, где энергия - важнейшее звено, связывающее высшее и низшее. А точки "небесная ось" находятся прямо под путем диафрагмы, которая своим движение обеспечивает тело кислородом и… энергией. Если в этих точках хранить мысль о направленности ее вниз, то диафрагма тут же пойдет ниже, увеличивая вентиляцию легких. Часто говорят: "хранить мысль в поле пилюли" (даньтяне). Это поле - не точка, а зона, ее ограничивают две точки "небесная ось" по бокам, пупок сверху и "море энергии" (цихай) снизу. Соединив эти точки линиями, получим иероглиф "поле" (квадрат, разделенный на 4 квадрата). Личный опыт показывает: если мысль хранить в точках "небесная ось", то сердце успокаивается, энергия гармонизируется, руки идут вверх - как всплывающие облака, они легко подвижны и следуют помыслам, т.е. "небесная энергия опускается вниз". Ток небесной энергии в землю начинается в точках "плечевой колодец" (цзяньцзин, во впадине на плече) и кончается в точках "бьющий родник" (юнцюань, в середине подошвы). При этом на подошвах ощущается погружение вниз. А на пути усилия-цзинь, как реакция человека с землей, - усилие "преобразование-захват" (хуа-на). Подъем вверх энергии земли начинается от точки "освещение моря" (чжаохай, на внутренней стороне стопы под косточкой), обращается к небу в точках "небесная ось". Тогда при движении корпуса ноги перемещаются свободно, влияя на движения рук, вызывая усилие-цзинь "выпуск-удар" (фа-да). Делая упор на опускании, создают устойчивое равновесие; делая упор на вздымании, создают неустойчивое равновесие, а храня энергию в точках "небесная ось", ощущают безразличное равновесие. Мышцы, суставы и кости образуют двигательную систему, древние называли ее "сгибание-вытягивание" (цюй-шэнь), а канальное движение создает циркуляцию энергии, что древние называли "ведение-привлечение" (даоинь). ТЦ - воистину органическое соединение первого и второго. Канальное движение возникает, когда мыслью ведут энергию. Мысль воздействует не непосредственно на двигательную систему, а через ведение-привлечение (т.е. энергию). Подведем итог. Диафрагма, которой можно управлять и сознательно, опускаясь на вдохе, ведет небесную энергию в землю, давая подвижность рукам, а поднимаясь на выдохе, она вздымает энергию к небу, давая подвижность ногам. Одновременно мы, используя канальное движение, овладеваем равновесием. Мысль ведут сердцем, а сердце реагирует на внешние явления и предметы, что и вызывает соответствующие мысли. Здесь рассмотрены лишь некоторый связи между ТЦ и "Нэйцзин". 16.4.1997 г. |