Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Виктор Садовничий: «Я не отрицаю, что ЕГЭ может быть полезен»
О предстоящем 250-летии МГУ им. Ломоносова сейчас пишут много, и почти все интервью ректора главного вуза страны посвящены юбилею. Мы решили сделать исключение из этого правила и посвятить время, которое Виктор Садовничий выделил для беседы с корреспондентом «Большой перемены», обсуждению более общих вопросов. - Виктор Антонович, Вас называют самым ярым противником единого государственного экзамена. Но в последнее время все чаще говорят о том, что ЕГЭ не будет единственным испытанием для абитуриентов. Если наряду с ЕГЭ будут признаваться олимпиады и творческие конкурсы, Вы согласитесь признавать его результаты? - Совершенно точно, что ЕГЭ не должен быть единственной формой поступления абитуриента в вуз. Нужно использовать все многообразие возможностей: олимпиады, творческие конкурсы, и я уверен, мы к этому обязательно придем. Вообще, я считаю, имеет смысл начать создавать банк данных по всем талантливым школьникам, начиная, к примеру, с 6-го класса. И если вдруг среди абитуриентов обнаружится гений, мы будем знать, чем он увлекался раньше, каковы его достижения. Кстати, в других странах такая практика весьма распространена. За талантливыми детьми, отслеживая их успехи, охотятся лучшие вузы. Я надеюсь, что мы в конце концов придем к сочетанию разных форм вступительных испытаний: олимпиадам, творческим конкурсам. И ЕГЭ - я не отрицаю, что он может быть полезен, если рассматривать его как оценку уровня школы. Мы не должны с порога отбрасывать Единый государственный экзамен. К счастью, в последнее время нам с министерством удалось, наконец, прийти к примерно одинаковому видению ситуации: не нужно отвергать ни одну из предлагаемых форм. - И все же на экзаменах в стенах университета Вы по-прежнему настаиваете? Или их можно будет избежать - при таком многообразии вступительных испытаний? - Московский университет в этом году будет проводить все виды испытаний. Сейчас мы только готовим правила приема, и они должны быть одинаковыми для всех. Это юридический документ, который должен пройти экспертизу в Минюсте, поэтому мне не хотелось бы раньше времени что-либо обещать. Но основная идея состоит в том, чтобы организовать широкомасштабный поиск талантливых людей, провести повсеместные олимпиады, собеседования. Раньше мы учитывали и школьные результаты при поступлении, даже просматривали школьные сочинения, но потом эта идея дискредитировала себя. Я считаю, что вступительные экзамены в вузах тоже должны присутствовать. Без них никак нельзя, результаты других испытаний мы можем только учитывать дополнительно. - А что Вы думаете по поводу ГИФО, если его не будут связывать только с ЕГЭ? Например, специалисты Высшей школы экономики предложили высшую категорию ГИФО присваивать победителям олимпиад и творческих конкурсов. - Эта связка - финансирование ученика по результатам окончания им школы - на мой взгляд, неоправданна. Единый госэкзамен имеет много элементов случайности, и связывать эти результаты со схемой финансирования всего обучения ребенка в вузе, на все пять лет, рискованно. Это значит сразу же решить, будет ли его обучение платным, полуплатным или вообще бесплатным. Ни в одной стране мира такого нет. ГИФО оставляет еще очень много вопросов для обсуждения. В любом случае, государственные именные финансовые обязательства ниже, чем реальная стоимость обучения. В МГУ она может составлять пять тысяч долларов в год. Я считаю, что система финансирования вузов должна быть многоканальной, и ГИФО может быть одним из каналов. - С чего лично Вы начали бы модернизацию образования? - Есть проблемы куда более глобальные, чем экзамены в вузе. Например, проблемы школы: уровень подготовки в школе, положение учителей. У нас много университетов, которые понизили качество преподавания, и это обидно для нашей страны, которая всегда славилась высшим образованием. - Вы говорите, что в ЕГЭ много случайностей. Но на очном экзамене тоже есть элемент случайности, если не сказать, что весь он - сплошная случайность… - Элемент случайности есть: школьник волновался, плохо себя чувствовал... Но все же очный экзамен - это длительная беседа, и не с одним преподавателем, а с целой комиссией; это возможность несколько раз апеллировать; это и аттестат, и письменная работа, написанная до сдачи устных экзаменов. Абитуриент проходит несколько этапов отбора, и это главное. Никакой тест не может заменить благожелательной многочасовой беседы. Это два совершенно разных подхода: когда человек отвечает на вопросы, условно говоря, «плюс-минус», и совсем другое - когда он рассуждает, пусть даже неправильно, пусть наивно, но он мыслит и делится своими мыслями. Наталья Склярова |