Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Бессмертие в даосизме
ПредисловиеПрежде всего нужно постараться понять, что китайская культура имеет свои представления, иногда принципиально противоположные понятиям культур других стран. Даосизм, а тем более бессмертие в китайской традиции хотя и известны сейчас повсюду, однако возьму на себя смелость сказать, что совершенно не изучены. Особенно это касается наиболее древнего пласта даосизма и так называемого учения шэньсяней. Это не удивительно, и в Китае на каждом шагу встречается тоже самое. Так вот, китайское бессмертие это вовсе не желание оставить о себе память потомкам, и не стремление жить на земле вечно (а физическое бессмертие и долголетие хотя и считались реально достижимыми, но никогда не были высшей целью даосизма), а есть реализация высшей свободы, которая имеется в каждом человеке, но человек обычно о ней и не подозревает. Об этом хорошо написано в «Главах о прозрении истины» (Учжэньпянь). Таким образом, даосизм это не философия, и не религия, а Путь Свободы. Конечно найти суть даосизма среди временных наслоений и искажений очень сложно, но и сейчас в Китае есть люди, которые несут ту, наиболее древнюю традицию даосизма… Даосская алхимия есть УЧЕНИЕ об обретении ЕДИНСТВА. Причем не физического или жизнепроявления сознания (как у нас понимают дух), а достижение особого состояния, ЯВЛЯЮЩЕГО СОБОЙ ВЫСШЕЕ ВОЗМОЖНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ДУХА. Китайское бессмертие более имеет своей целью бессмертие духовное, нежели физическое. Во внутренней алхимической практике существуют определенные стадии, которые характеризуются отнюдь не феноменами цигун, а ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ изменениями и трансформациями. Так можно выделить Жэнь сянь (Бессмертный человек), Ди сянь (Земной бессмертный), Шэнь сянь (Духовный бессмертный), Т янь сянь (Небесный бессмертный), Цзинь сянь (Золотой бессмертный) и некоторые другие. Хотя не все школы даосизма называют одинаковые уровни внутренней алхимии одними названиями. Единственно нужно особо отметить, что китайское обозначение Дух не имеет ничего общего с понятием Сознание, о чем и говорит сам иероглиф Шэнь (переводимый просто как Дух). Даосская алхимия, как известно, ранее называлась двумя терминами: НЭЙДАНЬ и ВАЙДАНЬ (что обычно и переводят как внутренняя и внешняя алхимия). Сам иероглиф ДАНЬ обозначает тигель, в котором происходит плавление. Однако, мало кто знает (а даосы на этом настаивают), что это учение существовало еще с незапамятных времен, и известно в Китае как минимум с ХУАНДИ . Учение это называлось ХУАНЛАОСЮЭ - т.е. учение ХУАНДИ-ЛАОЦЗЫ . Это учение имеет и другие названия. А сами термины НЭЙДАНЬ и ВАЙДАНЬ появились уже гораздо позже, в начале нашей эры. На самом же деле, алхимией можно назвать лишь ВАЙДАНЬ, как учение о внешнем выплавлении эликсира. Внутренняя же алхимия (которая в науке считается производной от внешней), имела в традиции гораздо более высокий и древний статус. Алхимией же называю это более по привычному стандарту, чем по смыслу… Именно о внутренней алхимии и пойдёт дальше речь. Краткое описание основных стадий даосской внутренней алхимииНа сегодняшний день среди людей распространена масса различных толкований бессмертия в даосской алхимической традиции. Поэтому хотелось бы расставить точки над и, и пролить свет на данный вопрос. Итак, речь пойдёт об общем представлении процесса даосского пути внутренней алхимии, не более того… Однако необходимо помнить, что такая краткость нужна лишь для общего понимания процесса, тогда как в практическом плане на каждом из этапов существуют свои подводные камни, секреты и тонкости, и в данных тонкостях поможет разобраться только исключительно истинный учитель. Схема, изложенная в данной работе, основана на изучении трактатов с одной стороны и наставлениях Учителя с другой. Существует установленная даосская классификация насчитывающая 5 видов бессмертия, вот её структура:
На самом деле перечисленные виды бессмертия, кроме Бессмертный призрак鬼仙 Гуй сянь, есть не что иное как результаты последовательного достижения человеком различных стадий внутренней алхимии. 1. Бессмертный призра - Гуй сяньК достижениям внутренней алхимии не имеет прямого отношения.Данный вид бессмертия является плодом шаманских практик, позднего Чань буддизма, некоторых упрощённых ветвей буддизма, псевдодаосизма, различных практик продвинутой медитации. Во время таких практик в состоянии отсутствия дыхания и сердцебиения человек выводит свой иньский дух из тела. Однако человек, практикующий данные методы, остаётся, не смотря на имеющиеся достижения, обычным смертным. И более того, после своей смерти такой человек уже не может переродиться, так и оставаясь на этом уровне псевдовысокого развития навсегда. В даосизме подобные практики строго запрещались. Однако имеется в виду серьезная проработка данных практик, а не простое тихое сидение, стояние, и т.п. 2. Бессмертный человек - Жэнь сянь. Первое серьёзное достижение внутренней алхимииЖэнь сянь - человеческий бессмертный или бессмертный среди людей.Первой стадией алхимии является достижение уровня Бессмертный человек 人仙 Жэнь сянь. Стадия бессмертия Жэнь сянь на самом деле является промежуточной стадией, через которую в обязательном порядке лежит путь к бессмертию. Данная стадия представляет из себя всего лишь совершеннолетие, пик расцвета физиологии. Каждый человек в жизни проходит период人仙 Жэнь сянь, человеческое бессмертие. Именно в этот период юношества, у людей особенно наполненное и высокое энергетическое и физическое состояние. Если начать практиковать внутреннюю алхимию непосредственно в этот период, то можно очень быстро завершить вторую стадию - 地仙 Ди сянь Земного бессмертного. Если время 人仙 Жэнь сянь (юношество) прошло без практики даосской алхимии, то необходимо вернуть организм, а вернее его внутреннюю структуру до юношеского уровня физиологии. Иначе дальше двигаться бесполезно, и более того - невозможно… Т.е. мы видим что данная стадия пока еще не бессмертие, а лишь достижение высшей наполненности изначальной энергией, т.е. Мин.(Термин Мин обозначает в целом телесные и энергетические составные части человека. Также он имеет ещё значение - Судьба. Однако остановимся пока на его значении обозначаемом телесное). Полнота Мин - это наличие полноты энергии. Но само тело на этой первой стадии 人仙 Жэнь сянь все еще не достигло внутренних изменений (так как это должно происходить на следующей стадии Ди сянь 地仙 Земного бессмертного), и внутренние органы и т.п. ещё не получили преобразования. Поэтому даже при полноте Мин возможны болезни, и требуется дальнейшее преобразование в следующую стадию Ди сянь地仙 Земного бессмертного, чтобы избежать болезней, вызванных несовершенством тела. Однако почему же данной стадии, не являющейся самой по себе бессмертием соответствует название 人仙 Жэнь сянь, бессмертный человек? Дело в том, что зачастую люди, впервые узнав о методе от учителя алхимии и начав практиковать алхимию, уже далеко не юноши. Вот поэтому, будучи уже в возрасте, им и приходится специальными алхимическими методиками достигать юношеского состояния энергии и юношеской бодрости тела. И если человеку было к примеру 40-50 лет и даже намного больше, то практиками алхимии он сможет реально достичь внутреннего состояния юноши. Именно такое чудо и послужило присвоению данной стадии названия 人仙 Жэнь сянь, бессмертный человек. Однако речь пока идёт только о наполнении энергией и доведения её до уровня юноши. На следующем уровне - Земной бессмертный 地仙 Ди сянь, основным требованием к преобразованию тела является преобразование внутреннего энергетического и физиологического состояния, что и происходит в обязательном порядке. Если же говорить о преобразовании тела по внешнему виду до состояния молодости, то это может происходить по желанию. И ещё пару слов. Под Жэнь сянь в практическом смысле обычно понимают человека, возвратившегося во внутреннее состояние юношества, т.е. восполнившего Мин. Полнота Мин и есть признак Жэнь сянь. Однако, на уровне Жэнь сянь Мин растрачивается так же как и у обычного человека, т.е. её полноту надо поддерживать постоянными практиками, так как из стадии Жень сянь легко обратно стать обычным человеком, растратив Мин. Что касается обратимости вспять последующих стадий:
то достигнув полностью какой либо из них, свойства и достижения данных стадий необратимы. Ради справедливости стоит отметить, что Мин восполняют специальными алхимическими упражнения, аналога которым нет как в книгах по алхимии, так и в книгах по цигун. Наставление может дать исключительно истинный Учитель. 3. Земной бессмертный - Ди сянь. Второе серьёзное достижение внутренней алхимииПосле достижения человеком состояния полноты Мин (энергии тела) - первой стадии - Жэнь сянь Бессмертный человек, следующей, и 2 по счёту стадией является - Земной бессмертный - Ди сянь. Эта стадия как раз и есть достижения того, что все понимают под бессмертием - бессмертие физического тела на земле. (Стоит заметить, что достижение Земного бессмертия как раз и есть цель и конечное достижение внешней алхимии, в отличие от внутренней, про которую мы сейчас говорим.) Сейчас стоит рассмотреть специальный термин Син, который будет встречаться далее неоднократно. Син - это характер человека, его умственные способности, его внутренний мир. Объединено это всё душой, или другими словами духом Инь. На этой стадии Земного бессмертного Син и Мин человека сливается в одно целое, зарождая тем самым Духовный зародыш - янский дух Яншэнь. К тому же от слияния Син и Мин Возникает некое подобие вечного термоядерного двигателя в собственном теле в условиях Земли поэтому и возможно бессмертие и такие способности… Понятие соединения Син и Мин абсолютно одинаково на стадиях:
А различие кроется в дальнейшем развитии янского духа, который зародился от Слияния Син и Мин на данной стадии Земного бессмертного. К сожалению написать, как проявляется образование духовного зародыша у внутреннего алхимика на стадии Ди сянь нельзя по соображениям закрытости информации. Так как если методология алхимии является наиболее закрытым разделом алхимии, то часть связанная с ощущениями в процессе трансформации - еще более скрыта. Потому как даже посвященному намеренно не объясняют ощущения предварительно, дабы он не пытался сознательно вызывать и отождествлять их. Однако вернёмся к описанию свойств Бессмертного человека. Не смотря на соединение Син и Мин, и обладание янским духом Яншэнь Земной бессмертный хоть и может существовать бесконечно долго на Земле, но его тело может быть разрушено убийством или несчастным случаем. Поэтому и такое казалось бы высокое достижение уровня Земного бессмертного не считалось высоким и все практикующие стремились подняться выше, рассматривая эту стадию земного бессмертного лишь как промежуточный этап. Следует добавить однако, что и на предыдущем и на этом этапе есть возможность совершенствования различных качеств своего уровня, но это уже не основной путь, а боковые тропинки. Если человек не задерживается на стадии Ди Сянь и идет дальше, то его тело может не успевать вернуться по внешнему виду до состояния которое было в молодости, и внешне смотреться для окружающих старческим, внутренне будучи словно здоровым младенцем. Если же специально задерживаться на стадии Земного бессмертного - Ди сянь, то путем долгого преобразования можно вновь сделать юношеским тело, однако такая практика (с такой целью) для даосов вполне понятно не является главной. Соответственно стадия - Ди сянь служит связующим звеном предыдущих и последующих стадий, и главным в ней является слияние Син и Мин, и зарождение Духовного зародыша янского духа Яншэнь, а не преобразование внешней части физического тела до уровня юношеского состояния. Вот картина этой стадии - Ди сянь: На изображении мужчина, так изображали чань-буддистов. Положение рук здесь непринципиально. Но здесь с таким же успехом могла быть нарисована и женщина, путь никому не закрыт, все равны в такой возможности. Дело в том, что древний даосизм и Чань до 6-го патриарха это одно и тоже! Лю Хуаян, которому приписывают данный трактат и изображения, был чаньским монахом, который, разочаровавшись в ложном чань, перешел в алхимическую школу и вновь засвидетельствовал древнее единство этих школ. Древний даосизм и древний чань это одно и тоже. Поэтому в них одни и те же этапы. Поэтому у этих картинок нет никакого отличия с другими картинками из даосских трактатов за одним исключением: там тоже самое выполняют люди даосского вида. 4. Духовный бессмертный - Шэнь сянь. Третье серьёзное достижение внутренней алхимииОт соединения Син и Мин, которое произошло на предыдущей стадии Земной 6ессмертный - Ди сянь зародился Духовный зародыш, янский дух Яншэнь. Духовный зародыш - Яншэнь на этой стадии - 4.Духовный бессмертный - Шэнь сянь выходит из головы (то есть ещё только рождается в духовном мире), его еще придётся воспитывать и развивать. Это похоже на то как мать (тело) заботится о ребенке (дух). После его укрепления и реализации этого этапа этот дух перейдёт на более самостоятельный этап этой стадии Духовного бессмертного и сможет перемещаться, выйдя из тела в любую точку Вселенной, прежде всего чтобы понять ее устройство и впоследствии для осуществления духовной работы. Вот картина этой стадии: Убить Яншэнь уже невозможно, он бессмертен. Но еще остается тело, которое требует внимания… и нуждается в защите, от разрушающих внешних факторов. Попасть на стадию Духовного бессмертного, минуя стадию Земного бессмертного, никак нельзя. Ореол вокруг Яншэнь - это золотой свет, такой же как нимбы на иконах. И когда зародыш выходит или возвращается в тело через макушку, то свет исходит от головы. Далее на определенной стадии развития янского духа Яншэнь обретает возможность делиться, воспроизводя таких же двойников. Их количество постепенно можно довести до огромного множества. Они могут выполнять различную духовную работу в разных мирах. Именно тогда происходит полное понимание устройства и законов Вселенной и смысла дальнейшего развития. По желанию практикующего эта фаза может быть растянута на очень долгий срок. Например можно засесть в пещеру на тысячелетия и практиковать в духовных телах… Вот картина этого процесса деления янского духа: Если практикующий обретя возможность выводить свой янский дух покинет тело насовсем, а у него на данном уровне появляется такая возможность, то тогда ему придется уйти, не достигнув высшего возможного завершения на Земле - Небесного бессмертного. Стоит сказать несколько слов о внетелесном опыте в целом. Есть 3 вида внетелесного опыта: мир сновидения, выход иньского духа, выход янского духа. Если сохраняется нормальное дыхание, то речь идет лишь о сновидении, реального выхода иньского духа нет. Хотя в даосизме и есть практики, направленные на работу со сновидениями, но в его высшем разделе - алхимии, их не только не используют, но и наоборот выполняют специальные упражнения для прекращения сновидений. Ибо в сновидении иньская энергия преобладает над янской и это может сильно препятствовать настоящей практике и даже приводить к необратимым изменениям. Во время же выхода янского или иньского духа тело недвижимо, но в отличие от выхода иньского духа выходы янского духа не вредят телу и могут быть очень долгими, на разных стадиях от нескольких дней до нескольких лет и т.п. Соответственно, вывод иньского духа из тела приносит телу вред, и продолжительность такого выхода мала по сравнению с продолжительностью выхода янского духа. Однако, первый выход янского духа должен быть кратковременным, дух сразу возвращают в тело. Если человек видит свое тело в том же положении, из которого вышел дух и пространство тем же самым, то это выход духа инь, если пространство текуче либо тело совсем в другом положении, то сновидение. 5. Небесный бессмертный - Тянь сянь. Четвёртое серьёзное достижение внутренней алхимииИтак, Тянь сянь. Напомню, что уже предшествующая стадия может быть растянута на бесконечно долго. Но у бессмертного духа еще остается не превращенное тело. Поэтому остается еще возможность осуществления высшей стадии, которая согласно алхимии возможна на Земле - превращение этого тела в тело света. Это наиболее трудное занятие, потому как требует 9-10 летней неподвижности. Ее должны обеспечить либо верные ученики и единомышленники, Учитель, либо сокрытие, замуровавшись в пещере в соответствии с определенными правилами. После ее осуществления тело и дух сливаются воедино в «тело» света, и когда достигший уходит с земного плана, ничего не остается… (Кроме каких-либо вещей, как в случае с туфлей Бодхидхармы) Это высшее достижение всячески искажается современными подвижниками, такими как Шри Ауробиндо например, которые пытаются преобразовать тело непревращенным сознанием. Эта затея совершенно бесполезна… Если же по каким то причинам практикующий не доходит до высшей стадии - Тянь сянь, то он может либо сам по желанию либо в силу обстоятельств «освободиться от трупа». В зависимости от достигнутого уровня, его оставшееся тело может быть не подвержено гниению, а само мумифицироваться либо даже сгорать от внутреннего огня… В случае освобождения от трупа тело в любом случае меняется в невозвратимую сторону, и покинувший его бессмертный больше не может возвратиться в своё оставленное тело обратно. Вспомните рассказ о жизни Ли Тегуая. Вот картины этой стадии: Есть еще одна деталь, если практикующий завершил полностью стадию - Тянь сянь и вдруг остались ногти, части кожи и т.п., то нет основания утверждать что он окончательно завершил стадию Небесного бессмертного. Поскольку после окончательного завершения стадии Небесного бессмертного от тела не остается ничего… Часто за тело света миряне принимают сияние янского духа, что является более низшей стадией - Шэнь сянь, как мы с вами уже знаем… Итак, мы заканчиваем данное описание стадий даосской внутренней алхимии, и как видим чисто физическое бессмертие вовсе не центральная цель даосской внутренней алхимии, и на самом деле нет ничего общего с обще распространенным мнением о даосах, как страстно желающих лишь добиться физического бессмертия и вечно пребывать в суете земной жизни. Анализ древнейших текстов и знаков позволяет увидеть, что в древности жизнь обычного обывателя сравнивалась символически с тюремным заключением, где господствует автоматизм и несвобода. Перед каждым «арестантом» стоит выбор - либо смириться в ожидании конца, либо попробовать рискнуть и сбежать из клетки. Для даосов таким способом «сбежать» стала практика даосской внутренней алхимии. Совсем недавно обнаружил, что в древних текстах крия-йоги стадии полностью соответствуют даосским, прибавим сюда и практику Чань до 6-ого патриарха, что и позволяет сделать вывод, что знание и практика именуемое как даосская внутренняя алхимия было распространено в древности под различными названиями, среди народов Китая, Индии, Тибета. Однако более подробно эту тему древнего единства и распространения практики внутренней алхимии стоит осветить в будущем. Артемьев Д.А. |